Login to your account

Username *
Password *
Remember Me

Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Выступление на Седьмой ежегодной научно-практической конференции педагогов России и ближнего зарубежья
 «Современный урок: взгляд в будущее» «Урок как текст культуры»

 
e-mail:Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Учитель русского языка
ГБОУ гимназии № 441
Антонова
Виктория Викторовна
Санкт-Петербург
2014 год      За последнее десятилетие в жизни российского общества произошли большие изменения, коснувшиеся всех  сфер общественной жизни.    Сегодня мы видим, что вслед за постперестроечным периодом относительно лёгкой доступности приобретения аттестата и диплома для состоятельной части населения начался процесс роста значимости  образования как одного из механизмов повышения социальной мобильности и приобретения культурного капитала. В связи с этим запрос на качественное образование сегодня очень высок.
 Удовлетворяет ли современная школа этому запросу? Готова ли она отвечать тем требованиям, которые предъявляют к ней родители учащихся?
Надо заметить, что вопрос о качестве образования, которое даёт школа, был актуальным всегда, но в  последние годы проблема обострилась по нескольким причинам:
1.    Возникают новые разнообразные системы ценностей на фоне прогрессирующей деидеологизации образования;
2.    Стал осуществляться последовательный и необратимый переход от единообразия учебных программ, учебников, учебных заведений к их разнообразию;
3.    Последовательно усиливаются процессы регионализации образовательных систем: школьники в большем объёме, чем прежде, изучают историю своей малой родины, историю и географию родного края, культуру своих предков, национальную культуру, в более полной мере стали учитываться особенности региона, его материальные и социальные возможности;
4.    Общество переживает кризисный момент разрушения духовно-нравственных ценностей, особенно разнолико проявляющийся в рекламе, обступившей  социум со всех сторон.
5.    Бурно развивается в последнее десятилетие новая область научного знания – менеджмент в образовании и, таким образом, появляется возможность использовать разработанные управленческие технологии в разных областях и по отношению к разным объектам, в том числе и к такому важному, как качество образования.
   Говоря о качестве образования, приводя различные факторы, влияющие на улучшение или ухудшение качества образования, необходимо точно определить,   что  понимается  под этим термином, так как в практике работы можно встретить разные толкования этого понятия в целом и отдельных его частей.
 Одни качество образования сводят к качеству обучения и приводят % учащихся, закончивших отчётный период без троек, то есть на «4» и «5.
Для других  качество образования включает в себя качество обучения (в разной интерпретации) и всего воспитания.
Третьи под качеством образования понимают степень развитости личности (чаще других такое понимание качества образования высказывают философы, психологи, методологи, социологи, владеющие научной терминологией педагоги).
Четвёртые, имея в виду качество образования, называют количество выпускников, поступивших в вузы.
Пятые под качеством образования понимают  готовность выпускника к жизни по шести позициям: готовность к труду, защите Родины, семейной жизни, разумному проведению досуга, продолжению образования, заботе о своём здоровье.
Приведу словарное  толкование понятия  «качество образования».
Слово «качество» производно от слов  «как»,  «какой», «обладающий какими свойствами».  В практике  имеются философская и производственная трактовки термина.
  Философское понимание качества образования показывает нам то, что отличает образование от других социальных явлений, систем, видов деятельности (например, от здравоохранения, торговли, строительства и др.). Фактически это синоним термина «образование», поскольку речь идёт о его сути.
  Понятие «качество образования» в его философской интерпретации может быть применено и к различным моделям образовательной практики. Например, система Марии Монтессори. Обычная классно-урочная или предметно-групповая (преподавание ведётся в одной параллели не в рамках класса, а в группах углублённого, обычного и облегчённого вариантов программы по каждому предмету), - это образование разного качества, причём констатация не несёт в себе никаких оценок (что хуже, что лучше), она фиксирует разное качество, разные свойства, так же, как красное и синее, что не означает хорошее или плохое.
     Для нас большее значение имеет производственная трактовка, где ключевым  становится понятие «качество продукции» как совокупность существенных потребительских свойств этой продукции, значимых для потребителя. Набор этих свойств и кладётся в основу спецификаций на продукцию, эталонов, стандартов.
При такой трактовке выделяют два признака качества любой продукции:
1) наличие у неё определённых свойств;
2) рассмотрение их ценности не с позиций производителя, а с позиций потребителя.
    В словаре понятий и терминов по законодательству Российской Федерации об образовании (Полонский В.М. М., 1995. С.20)  «качество образования выпускников» трактуется как определённый уровень знаний и умений, умственного, физического и нравственного развития, которого достигли выпускники образовательного учреждения в соответствии с планируемыми целями обучения и воспитания.
   Авторский коллектив управленцев Пермской области в брошюре «Концепция управления качеством образования», выпущенной Департаментом образования и науки администрации Пермской области, дополняет приведённое мной из словаря  понятие о качестве образования  «на уровне ученика» достигнутыми им умениями «в соответствии с индивидуальными возможностями и стремлениями».
  В широко известной в России книге С.Е.Шишова и В.А.Кальней «Мониторинг качества образования в школе» качество образования определяется как социальная категория, определяющая состояние и результативность процесса образования в обществе, его соответствие потребностям и ожиданиям общества (различных социальных групп) в развитии и формировании гражданских, бытовых и профессиональных компетенций личности. Качество образования определяется  совокупностью показателей, характеризующих различные аспекты учебной деятельности образовательного учреждения: содержание образования, формы и методы обучения, материально-техническую базу, кадровый состав и т.п., которые обеспечивают развитие компетенций обучающейся молодёжи».
   В той же книге в разделе «Тезаурус» даётся ещё одно определение: «…под качеством образования понимается  «степень удовлетворённости ожиданий различных участников процесса образования от предоставляемых образовательным учреждением образовательных услуг» или  «степень достижения поставленных в образовании целей и задач», что является достаточно общим определением этого понятия».
      В словаре-справочнике «Внутришкольное  управление» понятие «качество образования в школе» трактуется как важнейший показатель успеха школы, важнейшая системообразующая задача и направление деятельности системы внутришкольного управления. Под качеством образования понимается совокупность существенных свойств и характеристик результатов образования, способных удовлетворить потребности самих школьников, общества, заказчиков на образование.
   Современное понимание понятия  «качества образования» не имеет ничего общего с бытовавшим в годы застоя пониманием качества как отношения числа учащихся, получивших при аттестации хорошие и отличные оценки, к общему числу школьников (в процентах).
  Наиболее  точным, на мой взгляд, в настоящий момент является определение,  предлагаемое в книге «Управление качеством образования», написанной коллективом авторов под редакцией академика РАН профессора М.М.Поташника, который трактует качество образования как соотношение цели и результата, как меры достижения целей при том,  что цели (результаты) заданы только операционально и спрогнозированы в зоне потенциального развития школьника. Иначе говоря, образование, полученное школьником, признаётся качественным, если его результаты соответствуют операционально заданным целям и спрогнозированы в зоне потенциального развития ученика. (Операционально (в данном случае) означает предельно конкретно и так, чтобы можно было определить, достигнута ли цель.)
    При этом нельзя забывать, что результаты образования обязательно должны включать в себя и оценки того, какой ценой (ценой каких потерь, затрат) эти результаты достигнуты. Речь идёт об отсутствии или сведении к минимуму негативных последствий образовательного процесса, то есть во всех случаях имеется в виду достижение не любого хорошего, а именно наивысшего возможного при минимально необходимых затратах сил, энергии, времени и т.п. результата, иначе говоря - речь идёт об оптимальных результатах.
  На сегодняшний день дано много толкований понятию «качество образования»,  потому что в полной мере  результаты образования определить невозможно, так как пока не названы те параметры, по которым можно отследить все результаты.
В настоящее время  определяются  следующие результаты образования:
1. Знания, умения и навыки. ЗУНы пока из результатов образования исключать невозможно, как недопустимо и сводить всё  качество образования только к ним.
2.Показатели личностного развития. Имеется в виду уровень развитости интеллектуальной, эмоциональной, волевой, мотивационной сторон личности, уровень развитости его познавательных и других интересов и потребностей. К показателям личностного развития отнесём и сформированность устойчивой мотивации познания, и уровень креативности ребёнка, его умение самоопределяться во всём, быть субъектом собственного образования и развития, а также степень нравственной, эстетической, физической, экологической и др. развитости.
3. И как ни прискорбно об этом говорить, но результатами образования могут быть и
 отрицательные эффекты (последствия) образования: перегрузка и переутомление, появление дефектов здоровья (стойкое падение или повышение артериального давления, появление дефектов зрения и т.д.), возникновение отвращения к учению.
   Каждому работающему в школе не первый год известны такие отрицательные последствия образования,  и замалчивать эту проблему мы просто не имеем права. В докторском исследовании московского педиатра В.Н.Касаткина «Медико-психолого-педагогические программы укрепления здоровья детей» (1999г.) доказательно показана  связь между поведением и здоровьем детей; качеством образования, здоровьем ребёнка, состоянием школьной среды, личностью учителя и педагогическими  технологиями.
  Мы много говорим об инновациях в образовании и стараемся идти в ногу со временем в плане реализации новых педагогических технологий, но почему–то мало беспокоимся о психосберегающих технологиях обучения, которые призваны учитывать
- индивидуальные особенности ребёнка, его темперамент, характер восприятия им учебного материала, тип памяти;
-  недопускание  чрезмерной интеллектуальной, эмоциональной, нервной нагрузки при освоении учебного материала;
- обеспечение такого подхода к образовательному процессу, который гарантировал бы поддержание благоприятного морально-психологического климата в классном коллективе, исключение любых факторов, могущих негативно повлиять на психическое состояние ребёнка (грубость, едкая ирония, бестактность и т.п.)
   Среди неизбежных отрицательных эффектов образования были названы и возникновение отвращения к учению, и переутомление, и перегрузка. Все они носят вполне конкретный характер, и вина за их возникновение лежит на вполне конкретных личностях педагогов. И поэтому вопрос о качестве образования в конкретном образовательном учреждении – это ещё вопрос и о здоровье учащихся. Чем меньше отрицательные эффекты и последствия образования, чем меньше издержки здоровья детей по итогам организованного школой образовательного процесса, тем ценнее и выше результаты образования.
    Уточним  толкование  понятия  «образование»,  так как до того, как это слово  стало связываться с просвещением, обучением, воспитанием, оно имело более широкое звучание. Чаще всего термин «образование» рассматривался как отглагольное существительное от глагола «образовывать» и имел значение  «создавать», «формировать», «выращивать», создавать нечто новое, целое, «давать вид образ» и даже  «развивать ментально».
   А в доатеистическую эпоху люди верили в то, что человек создан по образу и подобию Божию, из чего видно, сколь возвышенным было звучание слова «образование».
  В зависимости от контекста употребления термин  «образование» трактуется как:
•    общественное явление, атрибут и вечный спутник человечества на всём его историческом пути;
•    значимая ценность;
•    функция общества и государства по отношению к своим гражданам;
•     сложная иерархическая система, включающая дошкольное, школьное, внешкольное и т. д.;
•    сфера социальной жизнедеятельности, включающая в себя не только образование, но и здравоохранение, культуру и т.д.;
•     деятельность, предполагающая взаимодействие педагогов и тех, кто получает образование; процесс;
•    результаты образовательного процесса.
   При всей многоликости приведённые аспекты значения термина «образование» имеют и нечто общее – все они так или иначе связаны со становлением личности человека, с передачей и освоением социального и культурного опыта, с передачей культурных ценностей.
  Сегодня школе предъявляются требования выпустить не просто напичканного знаниями  молодого человека, но добропорядочного гражданина своей страны, гармонично развитую личность,  полноценного  члена нашего общества, умеющего заботиться не только о физическом, но и нравственном здоровье своём и других.        
    Исходя из этого,  мы считаем, что урок - основная составляющая образовательного процесса, должен стать культурным событием в жизни ученика. По мнению академика В.В.Виноградова, «Слово событие, представляющее собою образование от глагола събытися, вошло в русский литературный язык из языка старославянского. Оно отмечено в древнейших церковно-письменных памятниках русского языка XI века 9например, в Минее 1096 г.)». Прослеживая историческую динамику смысловых оттенков этого слова, В.В.Виноградов цитирует В.И.Даля: «В словаре В.И.Даля это слово так объясняется: «Всё, что сбылось, сталось, сделалось, случилось; случай, происшествие, или быль, быть факт; истинное, невымышленное дело; замечательный случай» (сл. Даля 1912, 4, с.342). В силу того, что на слове событие лежал отпечаток литературной книжности, некоторой приподнятости, отборности, торжественности, в нём во второй половине XIX века развивается оттенок: «важное явление, крупный факт, происшедший в общественной или личной жизни» (например, международные события; это – целое событие)».
   Обозначая урок как событие, мы не имеем в виду изучение какого-либо события на уроке (научного, исторического, литературного и т.д.).  Это, безусловно, важно. Поскольку многие события культуры становятся предметом изучения.
  Мы рассматриваем сам урок как событие, как факт, как случай, как своего рода происшествие. Рассмотрение урока как события придаёт динамизм образовательному процессу. Может быть, такая позиция покажется кому-то выспренней, надуманной, но подтверждение своему взгляду я нашла в размышлениях учительницы Марии Жилиной: «В качестве альтернативы традиционному способу обучения, где основной целью педагогической работы является передача ученикам культурных норм и информации («знаний», но знаний отчуждённых, данных ученику максимально в готовом виде, вне контекста их поиска, открытия, а порой мучительного порождения человеком), мы предлагаем говорить о событийном образовании, - в нём происходит реализация наиболее важных жизненных мотивов учеников.  И при этом сам процесс образования воспринимается как значимый и захватывающий. Образовательное событие – это ситуация, которая переживается и осознаётся человеком как значимая (поворотная) в его собственном образовании.
  При каких же условиях урок становится событием, антиподом стереотипу, однообразию, рутине, повторяемости, когда ученики знают, что за чем следует, и весьма точно  предугадывают действия учителя?
  Существует немало способов придания образовательному процессу и отдельному уроку событийности. Однако из всех выделю подход к уроку как тексту культуры.
 Почему тексту?
   Понятие  текст  (от лат. textus – ткань, соединение, строение) выходит за пределы только лингвистического и литературного понятия. Это ключевое понятие культуры XX века. Текст может быть понят предельно широко, как его понимает современная семиотика (наука о знаковых системах) и философия текста. Под словом «текст» в культурологии понимается не только письменное сообщение, но любой объект, рассматриваемый как носитель информации. Недавно в программе «Танцы со звёздами», оценивая танец Ксении Бородиной,  член жюри и тренер пары Егор Дружинин употребил слово  «текст» в отношении к танцу, дословно: «мы сегодня анализируем самый сложный хореографический текст», тем самым обнаружив в танце специфическую форму передачи информации.       В статье «Культура и взрыв» Ю.М.Лотман пишет, что и культура в целом может рассматриваться как текст, но сложно устроенный текст, распадающийся на  иерархию «текстов в текстах» и образующий сложное переплетение текстов.
 
     Культурное содержание  образования неисчерпаемо. Благодаря культурному содержанию в каждом уроке можно обеспечить взаимодействие различных текстов: учебного, научного, художественного, коммуникативного (монолог, диалог, полилог, реплики, паузы и просто молчание), текстов, созданных при помощи различных языков: родного, иностранного, искусственного, языка природы, науки, художественной прозы и поэзии. На уроке происходит взаимодействие ученических и учительских текстов. В результате этого образуется сложный культурный текст, гипертекст. Он представляет собой сложное взаимодействие между субтекстами и субъектами образовательного процесса.
   Чтобы урок стал одновременно и образовательным событием, и культурным событием, мы видим следующие возможные пути:
•    отбор значимых текстов для содержательной основы урока;
•    адекватные тексту технологии;
•    общение на высоком культурном уровне, когда диалог приносит радость и обогащает учителя и учащихся;
•    взаимодействие учителя и учащихся как полноправных участников образовательного процесса.
    Коллектив гимназии работает над данной проблемой.  Ей  был посвящён педагогический совет, на котором выступили учителя русского языка, начальной школы, своими наработками поделились учителя биологии и физики.  Эту тему мы предложили обсудить учителям, приехавшим на  Седьмую  ежегодную  научно-практическую конференцию педагогов России и ближнего зарубежья, которая состоялась 2 ноября 2010 года.
  Назовём составляющие, которые по нашему мнению, делают урок текстом культуры.
   I. Само содержание предметов и учебного материала. В первую очередь мы говорим о содержании предметов гуманитарного цикла,  так как специфика гуманитарного образования уже несёт в себе культурную составляющую, невозможную без знания языка, ибо язык лежит в основании фундаментальной культуры. Без освоения языка не будет освоения и ценностей культуры.
   Язык составляет основу любого текста. Работа с текстом на уроке  - это приобщение учащихся к культуре в самом широком понятии этого слова, ибо «текст – это первичная данность (реальность) и исходная точка всякой гуманитарной дисциплины», - писал М.М.Бахтин.
 
  
  На школьных уроках ученик встречается с множеством текстов: художественным, публицистическим, историческим, научным. Но в отличие от научного, исторический, публицистический, художественный тексты требуют вопрошающего к себе отношения, предполагают полемику.
    Художественный текст обращён не только к разуму, но и к чувству, в нём есть «подтекст».  Интерпретация текста возможна любая. Мы можем наполнить текст новым смыслом, потому что понимание культуры меняется, оно никогда не может быть окончательным, единственно верным. Можем по-разному трактовать поведенческую позицию героев,  формируя из наших учеников добросовестных граждан нашей Родины, порядочных и благородных людей.
   И поэтому работа над связным публицистическим или художественным текстом позволяет органично сочетать воспитательный, обучающий и развивающий аспекты.
 Традиция изучения текста на уроках уходит корнями в глубокое прошлое: российские учителя-словесники всегда видели в  тексте  не только материал для упражнений, но и средство духовного и эстетического воспитания.
      Итак, текстуальность – это показатель гуманитарности образовательного процесса. Как доказывают многие исследования (И.Кант, В.Гумбольдт, А.А.Леонтьев, П.Г.Щедровицкий), предметная область гуманитарного образования располагается в границах того, что определяется понятиями «знак», «слово», «образ вещи», «символ», «речь», «язык», «миф».  Проблема гуманитарного знания выступает как проблема уточнения соотношения между сущностью вещи и её именем. Это значит, что подлинно  «гуманитарная» образовательная деятельность имеет место там, где личность  «работает» с той или  иной языковой  реальностью, вплетённой в сеть отношений между субъектами культуры. Данная деятельность включает понимание соотношений значения и смысла  «внутри» одного сознания и между разными сознаниями (культурами). Деятельность ребёнка на уроке, о котором мы ведём речь, связана с работой с текстом.      Показателями текста, а значит своеобразными критериями текстуального урока, выступают его авторство, адресность и отношения между автором и адресатом. Речь идёт о том, что основу педагогических и образовательных задач на данном уроке составляют вопросы: кто является автором урока, кому адресован он, в каких отношениях находятся субъекты образования.
   Покажу на примерах, как содержание предмета может стать основой урока как текста культуры.
    Урок русского языка, подготовленный педагогом Капустиной Е.В. Тема урока – продолжение знакомства с особенностями публицистического стиля – предполагала разбор текста, выявление языковых и композиционных особенностей названного стиля, закрепление умений выявлять черты уже известных учащимся стилей речи.
    Учитель подобрал для сравнения тексты – художественный и публицистический – стихотворение И.А.Бунина «Родине» и  статью Д.С.Лихачёва «Россия». Перед чтением статьи - вопросы: Какова позиция автора? К чему он призывает нас? В чём его гражданская позиция? Какие языковые особенности здесь есть? В чём идея этого текста? Что важнее: образность или позиция пишущего, его призыв к нам? Как Лихачёв относится к родной земле?      Далее педагог рассказывает о личности Дмитрия Сергеевича Лихачёва, делая  акцент на выраженной интеллигентности этого человека и читает статью «Русская культура», написанную словами-откровениями о реалиях нашей жизни. Учитель говорит о своём восприятии этой статьи и объясняет, почему нельзя по-другому говорить о Родине. Ощущение единства с родной землёй, боль за неё вынуждают употреблять такие слова.  В классе – тишина. Учащиеся глубоко проникаются сказанным.  В этот момент на уроке присутствуют не просто ученики - граждане своего государства, своей Родины, они ощущают сопричастность с её настоящим, переживают  вместе с писателем тревогу за её будущее.  Здесь происходит осознание своей мировоззренческой позиции, национальной истины: надо любить свою Родину, семью, народ. А потом  учитель предлагает учащимся самим создать тексты в публицистическом стиле, используя самые верные, точные, выразительные слова русского языка о Родине, о любви к ней, о своём единении с ней.     Говоря о культуре, мы всегда имеем в виду специфический образ культуры народа,     воплощённый в слове. Он отражает особенности сознания русского человека,  вызывает определённые чувства, ассоциации.  Духовная культура нашего общества не может обойтись без использования слов Русь, Россия, Вечность, Вера, Любовь, Надежда, Честность, Порядочность и других. Эти понятия имеют воспитательный аспект: нравственно-безнравственно, добро-зло, своё-чужое, правда-ложь, покаяние – гордыня».
      Очень показательным в данном свете стал урок литературного чтения в 3 – м классе. Учитель Свитина Т.В. провела с учащимися исследование «Сказки о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» А.С.Пушкина. Освоение литературного образца началось с вопросов: «Что разрушило счастье героев? Какие отрицательные человеческие качества привели к несчастью?»
   Далее интеграция материала двух предметов - литературного чтения и окружающего мира – помогла учащимся выйти на размышление о характерах действующих лиц: «Что такое остров? Как выглядел остров сначала? Как можно попасть на остров? Как наши герои попали туда?»
  Девятилетние дети, ученики 3-го класса, характеризуя героев сказки, оперировали не только категориями «хороший – плохой, добрый – злой»,  но и «равнодушный», «коварный»,  «нерешительный», «упорный», «любящий», «благородный».    
     Отгадывая кроссворды, зачитывая цитаты из сказки под руководством учителя, учащиеся шаг за шагом решали для себя весьма важные нравственные задачи.  Отвечая на вопросы учителя о чудесах появившегося на острове Буяне города, учащиеся открыли модель человеческого счастья, заключающегося в наличии крепкой семьи, благосостояния, мира в своём доме.   Учитель изобразительного искусства Чайковская Л.А. разработала систему       художественно - творческих уроков по декоративной каллиграфии  на основе древнеславянского алфавита.    В основе практической деятельности учащихся лежит выполнение творческих заданий по графике, иллюстрированию, созданию букв-образов.  Ребята учатся создавать правильные цветовые сочетания, выражать через цвет настроение создаваемого образа, умело используют пятно, линию, штрих.    Культура древнеславянской письменности создаётся при помощи игровой ситуации. Машина времени переносит учащихся в XI век в монастырь, где работали летописцы. Этому способствуют музыкальный отрывок  из оперы  Мусоргского «Борис Годунов» «Нестор пишет письмо Борису», освещение кабинета осуществляется  при помощи свечей. В руках у учащихся  перьевые ручки, деревянные палочки, тушь и кисти.
    Эти уроки  позволяют поэтапно сформировать у детей чувство гармонии, способность самостоятельно создавать  стилистически точные композиции, расширяют  представления у детей о художественных стилях и направлениях в искусстве, знакомят с культурой оформления книг, с особенностями изображения буквицы,  с именами выдающихся художников-графиков В.Васнецова, В Фаворского, В.Семёнова, Г.Кочергина и т.д., побуждают к самостоятельному  поиску  и прививают интерес  к  книге.
   Ученики узнают о создателях древнеславянской азбуки Кирилле и Мефодии. Несколько уроков посвящены образному миру шрифтового искусства через буквицу.       
   Комплекс таких уроков направлен на формирование творческой личности, на приобщение детей к миру искусства, общечеловеческим национальным ценностям через собственное творчество и освоение художественного опыта и культуры прошлого.        На этих уроках выполнялись задачи, стоящие перед современной школой в формировании личности человека, в передаче и освоении социального и культурного опыта,  передаче культурных ценностей. Безусловно, названные уроки могли стать культурными событиями в жизни учащихся.   Но текстом культуры может стать не только содержание предметов и учебного материала, но и
II.   организация деятельности на уроке, проявляющаяся: •    в культуре речевой деятельности: речи учителя,  речи учеников, культуры вопросов, культуры диалога, интонации, выразительности, ритма, орфоэпической культуры.  Культура образовательного процесса невозможна без понятия культуры речи.  И если современная школа   не может противостоять внедрению в речь наших учащихся проявлений агрессивных форм (например, языка рекламы на ТВ, молодёжного сленга, отчаянно рвущегося из клубов, Контакта в Интернете), то  язык учителя  должен стать образцом культуры, ведь язык имеет и обслуживающую функцию. Мы не только его изучаем, но используем каждый момент, на каждом уроке.
  Характер коммуникативной культуры учителя и учащихся предполагает эмоциональную, но не вульгарную речь. На уроке недопустимы грубые окрики учителя, обращение к ученикам сокращёнными именами «Саш», «Вить», «Кать».       
•    в культуре организации учебного процесса, проявляющейся в чёткости указаний, инструкций, соразмерности элементов урока, их законченности. Учащимся должна быть понятна  цель урока и логика отбора заданий для её реализации. Обязательный этап урока – задание на дом, а инструкция к выполнению домашнего задания представляет собой текст, который часто преподносится учащимся в разных вариантах.
    Требования к выполнению письменных работ учащимися - содержанию, оформлению (на каком листе бумаги ученик напишет свои мысли) – тоже может восприниматься как текст культуры.
•    в приобщении учащихся к культуре мыслительной деятельности, отражающейся в  логике  ответов, их правильности, доказательности, краткости, речевом уровне.
   О приобщении учащихся к культуре мыслительной деятельности хочется рассказать на примере урока истории в 5 –м классе. Тема – «Библейские заповеди». Учитель 
рассказывает учащимся о сотворении мира. А затем следует беседа: За что Бог изгнал Адама и Еву из рая? За что Бог устроил потоп? За какие качества Бог прогневался на людей? Какие качества могут привести человека к преступлению? Учащиеся письменно называют 5 отрицательных качеств, за которые можно осуждать человека.
    Затем следует обсуждение заповедей Моисея. И вот когда учащиеся осознают смысл заповедей, учитель возвращает их к написанному. Прочитайте, какие качества должен человек в себе искоренять? Урок имеет огромное развивающее и  воспитательное значение. •     в привлечении учащихся к культурным текстам и произведениям литературы (научной, научно-популярной, художественной, публицистической, словарям, энциклопедиям).
•    в воспитании культуры взаимоотношений участников учебного процесса. Если мы хотим достичь максимального результата в образовательном процессе, то нельзя забывать, что ученики являются его равноправными участниками. И от того, как построена работа на уроке, насколько корректны по отношению друг к другу все участники образовательного процесса зависит и его качество.  Каким бы ни был значимым учебный материал и какой бы культурный потенциал он не содержал, но если во время урока учитель позволяет себе грубые окрики в адрес учащихся, унижает их,  вряд ли этот урок будет для учеников ещё одной ступенькой вверх в развитии их личности.
     Любое замечание, сделанное учителем в адрес ученика может быть только доброжелательным и предполагающим только положительную реакцию, потому что
   каждый урок должен отличаться совершенством мысли. •    в культуре использования средств обучения: компьютера, приборов, наглядных и экранных средств.    Подведём итог. Все названные составляющие урока как текста культуры, по нашему мнению,  могут сделать образовательный процесс лучше и качественнее, могут сделать урок культурным событием. Но с нашей точки зрения, точки зрения педагогов.
    Чтобы узнать мнение учащихся, равноправных участников образовательного процесса, как воспринимают урок они, какие уроки, по их мнению, являются образцами культуры речи, культуры деятельности, этики общения, является ли для них урок культурным событием,  проводится анкетирование.   Результаты анкетирования таковы:   Опрос проводился среди учащихся 9-х и 10-х классов, на вопросы отвечали 109 человек.
  Из них как  культурное  событие воспринимают уроки истории 55 % учащихся, уроки литературы – 48 %, уроки истории и культуры  Санкт- Петербурга –29 %, русский язык – 17 %, обществознание – 9 %, физику – 4,6 %, музыку – 3,7 %, географию – 2,8 %, изо – 1,8 %, немецкий язык – 1,8 %, физкультуру – 0,9 %,  черчение – 0,9 %.
 Из них образцом культуры речи  72 % учащихся  назвали уроки  литературы, 62 % – уроки русского языка, по21 % отдают пальму первенства урокам  истории и обществознания, урокам  английского языка – 6,4 %, урокам немецкого  языка – 2,7 %,  урокам музыки – 1,8 %, урокам географии и физики – меньше 1 %.
  Культура взаимоотношений участников образовательного процесса формируется на всех уроках,  но особенно заметно это на уроках английского языка 38,5 % учащихся ,  на уроках биологии и обществознания 27 %, алгебры – 23 %, физкультуры – 20 %,  истории и культуры Санкт-Петербурга – 19 %, географии – 17 %, истории -17 %,  литературы – 14 %, русского языка – 13 %, информатики – 11 %, физики – 11 %, немецкого языка – 9 %, черчения – 6,4 %, химии – 6,4 %.
  По культуре использования компьютера, приборов и других экранных средств нет равных урокам  физики и химии  (это отметили 63 % и  51 % учащихся  соответственно), если не учитывать  специфику предмета информатики, то её назвали 90 %,  уроки биологии – 17 % учащихся,  истории – 21 %, литературы – 3, 7 %, географии – 2,7 %.
  Преимуществу уроков литературы по формированию культуры работы с научной, научно-популярной, художественной литературой, словарями и справочниками отдают свои голоса 69 % учащихся урокам истории и русского языка 45 % и 30 % соответственно, урокам английского языка – 26 %, химии – 24 %, биологии – 17 %, географии – 17 %, истории и культуры Санкт-Петербурга – 15 %,
 немецкого языка – 9 %,  физики – 6, 4 %, обществознания – 6, 4 %.
  Образцом  культуры  мыслительной деятельности являются уроки русского языка 33 % учащихся,  алгебры - 29 %, биологии – 29 %,  литературы - 28 %, истории – 21 %, обществознания – 17 %, английского языка – 16 %, физики – 9 %, 
  В целом организацию учебного процесса  считают  текстом культуры на всех уроках,   на уроках алгебры  и русского языка  по  42 %,  на уроках истории - 38 % учащихся, английского языка – 20 %, литературы – 19 %.
  То, что выбор наших учащихся отдан в основном урокам гуманитарного цикла в отношении  культуры речи и культуры использования научной и художественной литературы, не удивительно. Это можно объяснить и стереотипом мышления учащихся  и спецификой преподаваемых предметов (кому больше всего приходится говорить на своих уроках? Конечно, учителям – гуманитариям).
   Получив результаты анкетирования, мы серьёзно задумались, почему при всем нашем опыте, знаниях, старании, далеко не большая часть учащихся гимназии воспринимает урок как культурное событие. Возможно, учащиеся относятся к школе как к досадной необходимости, повинности, которую нужно отбыть. У многих не сформировано желание и умение трудиться. В последнее время много говорится о дистанционном обучении, о задаче учителя лишь сформировать условия для получения учащимися знаний, но захотят ли наши школьники эти знания добывать самостоятельно. Недавно услышала репортаж по телевидению об изобретении и внедрении программы  проверки авторства курсовых и дипломных работ в нашем Санкт-Петербургском университете. Все  зачётные работы студенты теперь сдают на электронных носителях, и программа определяет текст электронных ресурсов  и авторский. Проверено уже несколько работ, и в каждой больше 50 % заимствованного текста. Это говорит о нежелании серьёзно постигать азы науки, которую выбрали для себя, в качестве своей будущей профессии уже более взрослые люди, студенты. А что же говорить о школьниках?
   Поэтому важно встречаться с учащимися на уроке, говорить с ними, внушать «светлое, доброе, вечное»,  прикладывать максимум усилий, чтобы каждый урок мог стать культурным событием в их жизни..
   В своей работе я хотела рассказать о начале работы нашего коллектива над темой «урок как текст культуры». Хотелось показать, что принцип культуросообразности не устарел. Он просто должен быть осмыслен с позиции новых культурно-исторических условий. Хотелось показать, что у каждого учебного предмета в школе есть большой культурный потенциал, позволяющий уроку стать текстом культуры и, следовательно, запоминающимся случаем.
   В условиях агрессивного насаждения не лучших образцов массовой культуры, стандартизирующей сознание наших учеников, важно стремиться к любой возможности усилить культурный потенциал школьного образования.
   Подведём итог.  В начале своей работы я перечислила причины, которыми была продиктована постановка проблемы качества образования. Думается, что обозначенные задачи, поставленные государством перед школой,  могут быть реализованы благодаря  подходу к уроку как тексту культуры.
   А то, что урок – это культурное событие, прекрасно сказал поэт Валентин Берестов: Учил уроки. Повторял уроки.
 Уроки сделав, на уроки мчал.
  Как слушал я уроки на уроке!
Как у доски уроки отвечал!
    А заслужив укоры иль упрёки,
      Я тут же извлекал из них уроки.
           За педагогом следовал я взглядом.
Меня не отвлекало ничего.
              А кто тогда сидел за партой рядом.
              Пусть он простит, не слышал я его.
               Ученье…Человеком правят страсти,
          А я у этой страсти был во власти.
                        В любом из нас сидит школяр-невольник,
       Боящийся, что вызовут к доске.
                         В любом из нас живёт весёлый школьник,
 Чертящий теоремы на песке.
                          За школьный дух без примеси школярства,
               Как за коня готов отдать полцарства.
 
 

/
N


Кроме данного сайта и сервисов представленных на данной площадке, гимназия представлена в общедоступных социальных сетях. Таких как facebook, twitter, google plus, youtube, linkedin. Поддерживает работу каналов Центр информатизации Гимназии.

Latest Posts from Blog

Lorem ipsum dolor

Lorem ipsum dolor

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing...

Sed vestibulum turpis

Sed vestibulum turpis

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing...

Sed molestie tincidunt

Sed molestie tincidunt

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing...

Morbi dolor libero

Morbi dolor libero

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing...

Ut faucibus nulla

Ut faucibus nulla

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing...

Vivamus semper enim

Vivamus semper enim

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing...

Search