Официальный сайт ГБОУ Гимназии №441 Санкт-Петербурга

Официальный сайт ГБОУ Гимназии №441 Санкт-Петербурга

Официальный сайт ГБОУ Гимназии №441 Санкт-Петербурга

Официальный сайт ГБОУ Гимназии №441 Санкт-Петербурга

Официальный сайт ГБОУ Гимназии №441 Санкт-Петербурга

Официальный сайт ГБОУ Гимназии №441 Санкт-Петербурга

Главное меню

 

 

Важные сообщения

Важная информация

1. 14.09.2017 начинается школьный этап проведения ВсОШ;

3. Введены новые телефонные номера в гимназии. Посмотреть можно тут.

4. Уважаемые родители первоклассников с 18 сентября 2017г. вход в холл гимназии закрыт с 9:00-15:00. Просим довести информацию до всех родителей (бабушек, дедушек). Встречать ребенка во дворе гимназии.

5. 7 сентября 2017 г. состоится собрание родителей учащихся начальной школы.

6. 6 сентября в 18.00 состоится собрание родителей будущих первоклассников "Подготовка к школе".

7. 6 сентября в 18.00 состоится собрание родительского комитета школы в 108 кабинете.

 

gripp min

  region

gu441

korr

Счетчики

Кто на сайте

Сейчас 320 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Uptime

проверить сайт

Рейтинг:  2 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Фадеева Е.А.

Учитель биологии гимназии №441

г. Санкт- Петербурга

Аннотация

Статья посвящена воспитанию у школьников нравственно-эстетическому отношению к природе на уроках биологии.

 

ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ.

 

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик-

В ней есть душа, в ней есть

свобода,

В ней есть любовь, в ней есть

язык….

Ф. И. Тютчев.

Далеко не все люди оказываются способными глубоко проникать в мир красоты и наслаждаться ею. Чтобы открыть глаза на этот мир и поселить в душах детей радость, нужна помощь нас, взрослых. Эстетическое чувство природы важно формировать, когда складывается духовный мир детей и они особенно чутки, восприимчивы к красоте. Восприятие прекрасного в природе, приучает детей к наблюдательности, сосредоточенности и вдумчивости, укрепляет нервы и закаляет характер. Оно развивает воображение, собственные духовные усилия ребят в освоении природы, формирует в них эмоции, от которых растет душа. Особым царством красоты является живая природа - флора планеты. В мире начитывается сотни тысяч растений. Миллионы лет природа создавала свои растительные формы, подбирала краски, вырабатывала целесообразное применительно к окружающей среде строение каждого вида. Каждый растительный вид от лишайника до величественной пальмы представляет собой результат вековечной работы материи. Урок в школе - это 45-минутное занятие, включающее в себя проверку домашнего задания, живое и яркое изложение нового материала с последующим его заданием и проведением, по возможности опытов. Наглядность, содержащая в себе эстетическую характеристику, не только оживляет школьный процесс и является желательной «добавкой» к уроку: она углубляет знания, его восприятие и запоминание. Дополнить рассказ о строении какого-нибудь цветка, тычинках и пестиках показом его во всем великолепии - значит пробудить не только ум слушателя, но и его образную память и воображение. Дети чуждаются абстракции, поэтому нужно давать им представления. На своих уроках по ботанике я всегда могу показать красоту растительного мира. В кабинете биологии около 100 видов комнатных растений. Именно благодаря любви и уходу за ними они дарят нам всем эстетическое наслаждение. Весьма эффективно воздействуют на школьников мифологические предания о Флоре - богине и покровительнице цветов, о Нарциссе, Гиацинте, о чарующей розе (пышные кусты роз, как считали греки, выросли на месте, где упали капли крови богини Афродиты, когда она, израненная колючками, потрясенная сообщением о гибели Адониса, бежала по лесу в поисках возлюбленного). При всей наивности античных мифов в них закрепилось поэтическое видение мира и с ними, столетиями было связано эстетическое сознание людей. Природоохранные меры без воспитанной в школе эстетической культуры всегда будут оставаться малоэффективными. Привычка все обрывать и затаптывать по глупости или ради корыстного интереса, вырубать, где попало, ели под Новый год, нещадно обламывать черемуху, выдергивать с корнями лилии в пруду, чтобы потом бросить их на дороге,- может быть преобразована в привычку украшать землю цветами только надлежащим обучением и воспитанием. На уроках я провожу различные конкурсы, например, лучшая эмблема посвященная защите окружающей среды, лучшая работа осени.

Все видеть, все понять,

Все знать, все пережить,

Все формы, все цвета

Вобрать в себя глазами,

Пройти по всей земле

Горящими ступнями,

Все воспринять

И снова воплотить….

( М. Волошин.)

Предметом глубоких и сложных отношений человека к природе является животный мир, насчитывающий миллионы видов. Эстетическое восприятие животных, как и любого явления природы, будучи эмоциональным, может вызвать разные ассоциации, что вполне правомерно и свидетельствует лишь о глубокой содержательности чувства прекрасного. Особенно велико сегодня в эстетическом раскрытии живой природы использование на уроках видео фильмов. Мы с наслаждением воспринимаем то, что сами, без помощи кинокамеры, никогда бы не смогли бы увидеть. Прелесть и эстетическая роскошь этих передач состоят в том, что посредством скрытой камеры нам показывается потаенная жизнь животных в среде их обитания и крупный план в изображениях. Очень часто я показываю на своих уроках диски релаксации с музыкой и природой. Учащиеся могут расслабиться и просто посмотреть прекрасный мир с прекрасной музыкой. Огромную роль в развитии хорошего вкуса у учащихся играет аквариум. У нас в кабинете их целых три. И в каждом обитают определенные виды рыб. В опытах и наблюдениях за обитателями аквариума учащиеся открывают увлекательный мир сложных взаимоотношений и их закономерностей. Опыты и наблюдения за аквариумными животными увлекают учащихся, превращают их в исследователей. Даже простое созерцание аквариума с зелеными растениями и здоровыми рыбками улучшает состояние нервной системы, снимает возбуждение, успокаивает человека. Маленький мир аквариума, зимнего сада, живого уголка необходим для воспитания и развития ребенка. Аквариум воспитывает любовь к живому, к природе, к пониманию удивительного мира воды. Содержание понятия «аквариум» развивается в школе постепенно в рамках программы по биологии соответственно возможностям возрастных особенностей школьников . Для воспитания способности учащихся воспринимать красоту форм и психических проявлений в животном мире, необходимы различные нетрадиционные уроки, например, урок в 7 классе «Аквариумный мир кабинета» - где учащиеся, рассказывают о водных обитателях нашего кабинета. Причем, мы даже проводили так называемую рекламную акцию кабинета в младших классах, чтобы познакомить всех ребят с нашими обитателями. Все представления проходили в форме презентаций, что еще более красочно показывало окружающий нас мир. Или, к примеру, урок «Мои любимые домашние животные»- 7 класс. Урок был посвящен своим домашним любимцам, относящимся к классу млекопитающих. Привязанность и любовь собак и кошек к своим хозяевам является почти легендарной. Писатель Г. Троепольский рассказал об этом в своем произведении «Белый Бим Черное Ухо». Человечество увидело в несчастной судьбе собаки величие дружбы, верности, чести и преданности и восприняло эту судьбу как драму, т.е. отозвалось на нее всем сердцем. И на этом уроке каждый из учащихся показывал свою любовь к домашнему питомцу. Кто-то сделал небольшой фильм о любимце, кто-то презентацию, а одна девочка решила принести своего хомячка на урок. По своей эмоциональности урок превзошел все ожидания. Наряду с рассказами о домашних питомцах было огромное количество стихотворений посвященных животным. И в заключении хочу еще раз подчеркнуть, что умение видеть, чувствовать, понимать и создавать прекрасное не приходит само собой. Его надо воспитывать. Строго продуманная система эстетического воспитания во многом определит наш успех в том, что бы наши дети стали гармонически и всесторонне развитыми, способными строить новую, эстетически красивую жизнь.

Литература

1.Клинковская Н.И., Пасечник В.В.- Комнатные растения в школе-1986-С.3-11

2. Смольянинов И.Ф.- Природа в системе эстетического воспитания- 1984- С.127

 

Школьная почта

 

Логин:
Пароль:

(что это)

Электронная почта

Поиск

Откуда Вы узнаете новости о жизни школы?
  • Голоса: (0%)
  • Голоса: (0%)
  • Голоса: (0%)
  • Голоса: (0%)
  • Голоса: (0%)
Всего голосов:
Первый голос:
Последний голос:

5178

ria

QR коды