Печать

Психологическая готовность выпускников к сдаче ЕГЭ

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Психологическая готовность выпускников к сдаче ЕГЭ

ЕГЭ как выпускной экзамен является как интегральным показателем продуктивности работы образовательного учреждения, так и итоговым показателем приобретенных знаний самим учащимся в процессе его обучения в школе.

Психологическая подготовка выпускников к ЕГЭ своим основным смыслообразующим ориентиром представляет психологическую готовность к сдаче ЕГЭ, которую мы понимаем как сформированность психических процессов и функций, личностных характеристик и поведенческих навыков, обеспечивающих успешность выпускника при сдаче ЕГЭ.

При сдаче экзаменов, в том числе и ЕГЭ, учащиеся сталкиваются с определенными трудностями. В зависимости от причины возникновения выделяют три группы трудностей: когнитивные, личностные и процессуальные.

1.Когнитивные или познавательные трудности.

Связаны с трудностями переработки информации при выполнении тестовых заданий, отсутствием навыков выбора оптимальной стратегии деятельности на экзамене. Здесь не рассматривается объем и упорядоченность знаний, полученных учеником за время обучения в школе, начиная с начального и среднего звена. На завершающем этапе обучения в школе эти характеристики сформировать с нуля невозможно! Познавательный компонент подготовки к ЕГЭ подразумевает формирование навыков самоорганизации и выработки индивидуальной стратегии деятельности на ЕГЭ: совокупность приемов и способов работы, которые в соответствии с его личностными особенностями помогают конкретному ученику добиться успехов на экзамене.

 

2. Личностные трудности .

Они связаны с индивидуальными особенностями восприятия учеником стрессовой ситуации экзамена.

Стресс на экзамене предопределен тем, что эта процедура напрямую связана с самооценкой учащегося: насколько я действительно умен, чтобы справиться с заданием в условиях дефицита времени. Заниженная самооценка и неверие в собственные силы не работают на успех. Отсутствие полной и четкой информации о процедуре ЕГЭ и опыта участия в нем предыдущих поколений и даже учителей, а также осознание того, что ЕГЭ – это не только выпускной, но и вступительный экзамен, сильно повышает тревожность учащимся. Повышенный уровень тревожности на ЕГЭ приводит к дезорганизации деятельности, снижению уровня внимания и работоспособности.

Сильный эмоциональный негатив и предубеждения, высокая тревога - основные трудности на пути успешного ЕГЭ.

Личностный компонент подготовки к ЕГЭ подразумевает формирование у выпускника определенной личностно-смысловой позиции, позволяющей осознанно выстраивать стратегию деятельности на ЕГЭ и формированием общей установки на экзамен.

3. Процессуальные трудности.

Они связаны непосредственно с процедурой ЕГЭ, которая сама по себе достаточно инновационна и необычна. Можно выделить несколько групп процессуальных трудностей, связанных: а) со спецификой фиксирования ответов в КИМах; б) с ролью взрослого-наблюдателя; в) с критериями оценки; г) незнанием своих прав и обязанностей.

Решение этих проблем требует проведения предварительной работы (пробного тестирования).

Компоненты сформированности психологической готовности

выпускника к сдаче ЕГЭ.

· Высокая мобильность, переключаемость

· Высокий уровень организации деятельности

· Высокая устойчивая работоспособность

· Высокий уровень произвольности и концентрации внимания

· Структурированность и самостоятельность мыслительной деятельности

· Сформированность внутреннего плана действий

· Наличие собственного адекватного мнения о ЕГЭ

· Адекватная самооценка

· Владение способами управления своим состоянием, самоконтроль

· Способность к самоопределению

· Оптимальный уровень тревожности

· Знакомство с процедурой экзамена

· Навыки работы с тестовыми материалами

Роль родителей в процессе подготовки выпускников к ЕГЭ.

Психологическая поддержка к сдаче ЕГЭ важна не только для самих выпускников, но и для их родителей.

Сегодня проблема поступления ребенка в ВУЗ и желание дать ему достойное образование требует не только значительных финансовых вложений, но и больших эмоциональных ресурсов.

Чтобы справиться с затяжной стрессовой ситуацией, связанной с результативностью сдачи ЕГЭ и зачисления в желаемый ВУЗ, вам потребуется большая сила и выдержка. Ведь именно ваша эмоциональная поддержка особенно важна в этот ответственный период для вашего ребенка.

В течение всего периода взросления родители являются для ребенка чрезвычайно значимыми людьми, ведь они не только директивная инстанция, распорядители материальных благ, но и источник эмоционального тепла и поддержки. Именно родители должны стать друзьями и советчиками в решении сложных жизненных проблем. Семья, являясь источником постоянной оптимистической поддержки, вселяющей в подростка уверенность в своих силах, источником спокойной, взвешенной оценки его личностных качеств, способна обеспечить базисное чувство безопасности, способствовать снижению чувства тревоги, возникающего у подростка в стрессовых ситуациях сдачи экзаменов и поступления в ВУЗ.

Поддерживать ребенка – значит верить в него, поощрять его достижения и создавать установку на успех. Не повышайте тревожность вашего подростка накануне экзаменов, высказывая свою неуверенность по поводу их результатов: ребенку всегда передается волнение родителей, которые не могут справиться со своими эмоциями.

Итак, ваша психологическая поддержка состоит в следующем:

-забыть о прошлых неудачах ребенка, чаще вспоминать об удачах, пусть и небольших;

- демонстрировать веру в его силы и возможности;

- подчеркивайте сильные стороны его характера и ситуации их проявления;

- напоминайте ему, что количество набранных им баллов на экзамене не может являться критерием его потенциальных возможностей;

- создайте дома обстановку дружелюбия и уважения, способствующую спокойной подготовке к экзаменам;

- контролируйте режим подготовки: не допускай те перегрузок, соблюдайте чередование занятий и отдыха (лучше на свежем воздухе);

- обеспечьте правильный и сбалансированный режим питания, включающий витамины и воду, а также продукты, стимулирующие продуктивную работу головного мозга и нервной системы: рыбу, творог, орехи, курагу и т.д.;

-- поинтересуйтесь, умеет ли ваш выпускник распределять свое время в процессе подготовки к экзаменам;

-позвольте развесить на стенах квартиры опорные схемы, таблицы, формулы, они непроизвольно останутся в памяти;

- накануне экзаменов постарайтесь обеспечить ребенку полноценный отдых и настроиться на успех!

Что нужно знать выпускнику .

В течение всей вашей школьной жизни вам сопутствовало осознание необходимости и неизбежности сдачи ЕГЭ. Вы научились не только философски спокойно относиться к этому, но и активно готовиться, во всяком случае, на протяжении последних нескольких лет. За вашими плечами ГИА 9 класса, множество пройденных тестов и упражнений. Даже если вы не являетесь отличником, а с некоторыми предметами у вас сложные отношения, все равно вы не можете вообще ничего не знать. Всегда помните, что такая стрессовая ситуация, как сдача ЕГЭ тоже временна, как все в этом мире, и что и до вас все, в том числе и ваши родители и учителя сдавали экзамены и ничего – сдали и выжили! Относитесь к стрессу как к источнику энергии: каждую проблему, которую ставит жизнь, воспринимайте, как вызов!

А теперь примите несколько практических советов:

1. Прежде, чем начать готовиться к экзаменам, оборудуйте свое рабочее место: уберите все лишнее, отвлекающее от главного.

2. Составьте план подготовки на каждый день, обозначьте в нем реально достижимые задачи, не грозящие перенапряжением. Чередуй работу и отдых.

3. Структурируйте учебный материал, составляя план, таблицы, схемы, а не только повторяя его вслух: этим вы задействуете все каналы восприятия и виды памяти – зрительную, слуховую и кинестетическую. Это увеличивает шансы запоминания.

4. Помните о приоритетах! Невозможно за отведенный срок выучить предмет, на который отводились годы. Выделите главное и второстепенное для вас. Сконцентрируйтесь на ключевых принципах предмета.

5. Создайте свою стратегию подготовки: сначала повторите материал, который знаете очень плохо, затем тот, в котором не слишком уверены, и, наконец, пробегитесь по материалу, который знаете наверняка. Это усилит вашу уверенность в собственных силах.

6. Смените мотивацию избегания неудач на мотивацию достижения успеха! Не думайте о возможном провале, сосредоточьтесь на достижении успеха.

Верьте в себя и свои силы! Если хотите добиться успеха, ведите себя так, словно вы его уже добились.

Как вести себя на ЕГЭ .

1. Будь внимательным при заполнении бланков

2. Соблюдай правила поведения на экзамене.

3. Сосредоточься и забудь про окружающих: существует только текст задания и отведенные на его выполнение часы.

4. Начни с легких вопросов, в которых ты абсолютно уверен. Трудные и непонятные задания сделаешь после выполнения более простых для тебя. Каждое выполненное задание увеличивает уверенность в себе.

5. Читай каждое задание до конца, не спеши выполнить его по первым словам, не допускай досадных ошибок.

6. Думай только о текущем задании. Помни, что каждое новое задание – это новый шанс набрать больше баллов!

7. Исключай из задания последовательно те варианты ответов, которые явно не подходят. Метод исключения позволит в итоге сконцентрировать внимание на 1-2 вероятных.

8. Включай интуицию, если не уверен в правильности выбора ответа.

9. Проверяй, чтобы не допустить досадных ошибок и пропусков.

10. Верь в себя! Стремись выполнить все задания, но помни, что количество выполненных тобой заданий может оказаться необходимым и достаточным для получения хорошей оценки.

УДАЧИ!

Помни, что у тебя есть право на подачу апелляции по процедуре проведения ЕГЭ руководителю пункта проведения в день сдачи ЕГЭ, не выходя из пункта проведения, а также в конфликтную комиссию в течение трех дней после объявления результатов ЕГЭ.