Печать

Обучение, развитие и психолого-педагогическое сопровождение детей с художественно-эстетической одаренностью

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Тумарова Н.В., Чайковская Л.А., Санкт-Петербург

 

Обучение, развитие и психолого-педагогическое  сопровождение

детей с художественно-эстетической одаренностью

 

  В рекомендациях 1248 Парламентской ассамблеи Совета Европы, посвященной образованию одаренных детей, отмечается, что образование как фундаментальное право человека должно по мере возможности быть приспособленным к специфическим потребностям каждого человека, а особо одаренные дети  должны пользоваться приближенными к их нуждам условиям образования, которые позволили бы им полностью реализовать свои возможности, как в своих интересах, так и в интересах общества.

   В настоящее время ведется  активный поиск новых эффективных методов работы с одаренными детьми, к организации образовательного процесса, отвечающего их психологическим особенностям. Начало этой большой и сложной работы лежит в определении критериев одаренности в определенной познавательной  сфере  и отбора  детей, отвечающих этим критериям.  Наша работа касается детей со специальной (не общей) одаренностью- с художественно-эстетической одаренностью, проявляющейся в конкретном виде деятельности – изобразительной,  на занятиях ( урочных и внеурочных) по ИЗО.

Главной задачей преподавания ИЗО является выявление талантливых детей; создание условий для их деятельности, устранение причин, препятствующих творческому росту.

Реформы, произошедшие в отечественной системе образования, ее направленность на гуманистические, личностно-ориентированные и развивающие образовательные технологии изменили отношение к учащимся. Рыночная экономика формирует спрос на энергичных, с высоким интеллектом и высокими творческими способностями молодых людей.

Значение интеллектуального и творческого потенциала значительно возрастает, работа с одаренными и высоко мотивированными детьми является крайне необходимой. Чтобы быть успешным в нашем социуме надо быть творческим человеком.

Вопросы одаренности в настоящее время волнуют многих. Развитие интеллектуального потенциала ребенка во многом зависит от школы и выявление одаренных детей должно начинаться в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Учителя ИЗО должны ставить задачи на создание оптимальных условий обучения детей особенно с художественно-творческими способностями.

Главная цель работы - создание благоприятных условий для развития талантливых детей через оптимальную структуру дополнительного образования; формирования систем социально-психологической поддержки одаренных и способных детей [7].

Задачи:                                                                                                      

  1.      Отбор среди различных систем обучения тех методов и приемов, которые способствуют развитию самостоятельного мышления, инициативности и творчеству [2].
  2.      Создание условий для укрепления здоровья одаренных детей.
  3.      Психолого-психологическое сопровождение одаренных детей.
  4.      Расширение возможностей для участия детей в районных, городских, международных олимпиадах, научных конференциях, творческих выставках.

Согласно учебного плана, на базе гимназии работает ИЗО-студия «Спектр» по следующим программам: «Волшебный мир красок», «Оригами и живопись», «Мир художественного шрифта» [5].

Учитель «выращивает» способности каждого конкретного ребенка, предлагая ему систему развивающих, творческих заданий и работ в различных техниках ИЗО, используя современные технологии [1].

«…Каждый ребенок-художник, трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста…»(П. Пикассо).

Основными этапами построения системы работы с такими детьми являются:

  1.                 Определение практически приемлемого понятия «художественно-эстетическая одаренность».
  2.                 Разработка процедуры психологической диагностики детей и выбор критериев оценивания.
  3.                 Психолого-педагогическое сопровождение художественно одаренных детей.
  4.                 Разработка плана и программы занятий с детьми, обладающими художественно-эстетической одаренностью.

Художественно-эстетическая одаренность представляет собой не самый изученный вид одаренности по причине ее глубокой связи с духовной сферой личности художника: предметом его художественного творчества  является не только реальный мир, но и собственный внутренний мир с только ему  понятными душевными переживаниями. Не случайно известный психолог Л.С.Выготский рассматривал феномен  художественной одаренности в рамках психологии искусства. Художественно-эстетическая одаренность – это внутренне обусловленная способность человека к эстетическому познанию и освоению мира, к созданию нового продукта, способного воздействовать на духовно-нравственное развитие общества. Исходя из этого определения, можно выделить три основных этапа проявления художественно-эстетической одаренности: 1) эстетическое восприятие и принятие  мира природы и человека во всем его многообразии; 2)воплощение новых творческих образов в какой-либо художественной форме; 3)представление созданного творческого художественного продукта обществу посредством воздействия на его духовную сферу.

   Для определения критериев одаренности применяется психологический инструментарий, хотя  на практике факт наличия художественной одаренности виден сразу по конечному продукту творчества художественно одаренной личности : рисунок, скульптура и др. Основными признаками высокой одаренности в художественной сфере являются раннее проявление изобразительных способностей у ребенка, быстрый темп освоения новых приемов и навыков в этой сфере, постоянный интерес  к занятию изобразительной деятельностью, наличие элементов оригинальности и креативности в продукте творчества.  Исходя из этого, психодиагностика должна  помимо традиционных тестов на интеллектуальные и творческие способности включать метод оценочных шкал, заполняемых учителями, родителями и данные систематизированных наблюдений. Успешное решение проблемы определения способностей и меры одаренности  каждого ребенка невозможно осуществить посредством  какой-либо  одноразовой процедуры, поэтому психологическое сопровождение  этой динамики – достаточно продолжительный процесс, связанный с динамикой и особенностями индивидуального развития каждого ребенка. Основная цель реализации программы  выявления художественно-одаренных детей в гимназии –раскрытие природного потенциала каждого ребенка.

Создавая проект «Одаренные дети», мы запланировали такие мероприятия:

  1.      Разработка и внедрение подпрограммы для одаренных детей.
  2.      Организация личных выставок одаренных детей по ИЗО.
  3.      Активное участие в районных, городских, международных выставках и конкурсов.
  4.      Приобретение материалов и оборудование для творческой деятельности в более широком спектре чем по программе.
  5.      Проведение конференций и семинаров по проблемам работы с одаренными детьми.
  6.      Выступление на педсоветах  и установление более тесных контактов с учителями начальных классов, дети которых посещают ИЗО-студию «Спектр».
  7.      Посещение уроков-занятий в музее современного искусства «Эрарта».
  8.      Применение ИКТ на уроках дополнительного образования.

 

Список литературы

  1.      Анн Пипер Энергия красок (абстрактная живопись).- Арт-родник, 2008.
  2.      Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Волшебный квадрат.- СПб: «Литера», 2005.
  3.      Выготский Л.С.Психология искусства. - Ростов-на-Дону, «Феникс», 1998.
  4.      Корчуганова И.П. Психолого-педагогические аспекты работы с одаренными детьми».- СПб, 2004.
  5.      Логвиненко А.Н. Декоративная композиция.- М.: «Владос», 2008.
  6.      Одаренные дети. - Москва,  «Прогресс», 1991.
  7.      Хейзл Гаррисон Полный курс «Рисунок, живопись».- М.: «Эксмо», 2005.