Печать

Готовность к обучению в школе

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

ГОТОВНОСТЬ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

Классики психологии еще в начале прошлого века подтвердили факт, что ребенок всегда готов учиться, с самого рождения, даже когда мы специально его обучением не занимаемся. Процесс обучения является двигателем развития, когда опирается на «зону ближайшего развития» ребенка (Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1991).

Именно к 7 годам у ребенка формируется достаточный уровень развития тех психических процессов и функций, которые необходимы для усвоения учебных программ, для систематического обучения в школе. Эти изменения лежат в основе определения «школьная зрелость»: уровень морфологического, функционального и психического здоровья ребенка, при котором требования систематического обучения не будут чрезмерными и не приведут к нарушению здоровья ребенка» (Агафонова И.Н. Экспресс-диагностика готовности к школе. СПб.,1997).

Существует очевидный факт: современная школа может обучать далеко не всех детей, а только тех, которые обладают вполне определенными характеристиками, сформировавшимися к моменту поступления в школу. Практика показывает, что количество детей, испытывающих трудности с первого же дня обучения в школе, растет, а частыми причинами дезадаптации первоклассников, проявляющейся в неуспеваемости, повышенной тревожности, трудности в общении с учителями и одноклассниками, является именно неготовность к обучению в школе.

Современная школа ожидает от поступающего в первый класс ребенка определенного уровня социально-психологического развития, отраженного в понятии готовность к школьному обучению. Многие родители полагают, что ребенок, уже умеющий читать, писать и считать, готов к школе (даже не задумываясь, правильно ли он этому обучался). При этом не редко дошкольники не умеют себя вести, не умеют сдерживать свои эмоции в общении с другими детьми и взрослыми. Психологическая готовность к школьному обучению подразумевает: 1) уровень развития интеллектуальной сферы - функционирование познавательных психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления) согласно возрастным нормам, а также определенный набор знаний , умений и навыков умственной деятельности; 2) развитие социально-психологической сферы – желания идти в школу (школьную мотивацию), умение общаться со сверстниками и взрослыми; 3) развитие эмоционально-волевой сферы – умения контролировать свои эмоции, действия, поступки, предвидеть их результаты и последствия.

Школа как социальный институт со своими ценностями и нормами, ролевыми отношениями, методами обучения и режимом предъявляет к ребенку вполне определенные требования. Эти требования одинаковы для всех детей. Стандартность требований заложена в том, что существует единая для всего класса программа обучения, в рамках которой предполагается усвоение точно определенного объема знаний в определенные сроки и выполнение одних и тех же заданий всеми учащимися. Критерии для выставления оценок, организация учебной деятельности, режим и форма проведения занятий едины для всех детей, сидящих в одном классе (Ясюкова Л.А. Методика определения готовности к школе. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе. СПб., Иматон, 2006).

В первый класс приходят очень разные дети, с разным уровнем развития. Различия определяются особенностями образа жизни семьи, семейными традициями, представлениями родителей о жизненных ценностях, характером общения с ребенком, а также социально-экономическим и культурным уровнем семьи и состоянием физического здоровья ребенка. Однако, общеобразовательная школа предъявляет ко всем детям одинаковые требования, в том числе, по качеству усвоения образовательных программ. Несоответствие этим требованиям могут значительно осложнять школьную жизнь ребенка.

Стандартность требований не совпадает с нестандартностью индивидуальных различий учащихся. Всегда есть дети, которые оказываются «вне рамок» предъявляемых школой требований. Это может стать заметным не сразу, а проявляется позже, к концу 1-2 класса, когда становится очевидным отсутствие успеха в обучении и нарастание сопутствующих проблем. Причин этому несколько: сниженный уровень интеллекта ребенка, когда недоразвитость понятийного мышления маскируется разговорчивостью и хорошей памятью; резкая дисгармоничность интеллекта ребенка с недостаточным развитием его вербальных возможностей; наличие отклонений в эмоциональном и личностном развитии ребенка (элементы невротизма, аутичности, психопатии и др. ); неврологические осложнения, легкая органика, функциональные отклонения в работе мозга, снижающие общую работоспособность, нарушающие внимание и зрительно-моторную координацию; педагогическая запущенность детей из неблагополучных семей (Ясюкова Л.А. Закономерности развития понятийного мышления и его роль в обучении.СПб., 2005). В данном случае можно говорить о неготовности к обучению не только в первом классе, но и о неблагоприятном прогнозе обучения в целом, даже о смене образовательного маршрута. Заинтересованные родители еще до поступления ребенка в школу могут пройти полное психодиагностическое обследование ребенка на предмет уровня сформированности готовности к школьному обучению и прогноза его успешности у психолога ОУ или в ЦПМСС.

Понятие «готовность к школе» не сводится к прохождению различных подготовительных курсов перед поступлением в школу, хотя, безусловно, они очень помогают ребенку адаптироваться именно к той школе, где он будет учиться. Готовность к школе – это соответствие требований конкретного образовательного учреждения возможностям вашего ребенка. Вполне понятно стремление родителей дать своим детям достойное образование. Стремясь определить свое чадо в более престижное учебное заведение, родители не жалеют своих сил, средств и времени. Впоследствии родители ждут от них хорошей учебы и проявления талантов в продвижении к намеченному ими же успешному жизненному пути и карьере, которая, по их мнению, должна обязательно у ребенка сложиться (раз уж не сложилась у меня или, наоборот, чтоб была такой же, как у меня). Но дети живут своей собственной детской жизнью и сегодняшними желаниями и мечтами и поэтому не всегда оправдывают сиюминутные родительские надежды и ожидания. Школьный путь не всегда бывает ровным и безмятежным и требует от ребенка больших усилий, здоровья и постоянной поддержки взрослых, прежде всего родителей, которые, не ломая личности ребенка, помогают ему быть счастливым и успешным на правильно выбранном образовательном пути. (Монина Г.Б.,Панасюк Е.В. Предшкольный бум. Что нужно знать родителям будущих первоклассников .СПб, Речь, 2008).