Принципы организации и психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования детей-инвалидов и детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС
Инклюзивное образование является одним из основных направлений модернизации системы специального образования во многих странах мира. Согласно Конвенции ООН о правах инвалидов от 2006 года «Государства- участники (в том числе и Россия) признают права инвалидов на образование. В целях реализации этого права без дискриминации и на основе равенства возможностей обеспечивают инклюзивное образование на всех уровнях» (ст. 24).
Инклюзивное (франц. inclusif – включающий в себя, от лат. Include – заключаю, включаю) или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах. В основу инклюзивного образования положена идея, исключающая любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности.
Понятие «дети с ограниченными возможностями здоровья» - это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания, то есть это дети-инвалиды либо другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом или психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий для обучения и воспитания.
В группы детей с ограниченными возможностями здоровья входят:
- дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
- дети с нарушениями слуха (глухие, слабо слышащие);
- дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие);
- дети с тяжёлыми нарушениями речи;
- дети с задержкой психического развития;
- дети с умственной отсталостью;
- дети с расстройством аутистического спектра.
«Инклюзивное образование» - данным термином в настоящий момент описывают процесс получения образования детьми, которые имеют особые образовательные потребности, но при этом обучаются в рамках общеобразовательных организаций. Инклюзивное образование – это процесс совместного воспитания и обучения лиц с ОВЗ и нормально развивающихся сверстников. Задачей инклюзивного обучения является осуществление индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся с ограниченными возможностями здоровья. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.
В ходе такого образования дети с ОВЗ могут достигать наиболее полного прогресса в социальном развитии. Преобразования, происходящие сегодня в системе российского образования, в том числе, развитие инклюзивной практики, гарантируют равные права на получение образования и доступность общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), выбора подходящего им образовательного маршрута. Сегодня детям с ОВЗ вовсе не обязательно обучаться в специальных учреждениях, они могут получить образование и лучше адаптироваться к жизни вместе со своими сверстниками по месту жительства в массовой общеобразовательной школе, где таким детям оказывается необходимая специальная поддержка. Здоровым же детям совместное обучение со сверстниками с ОВЗ позволяет развить толерантность и ответственность – качества, столь необходимые на сегодняшний день.
При включении детей с ОВЗ в общеобразовательные учреждения общего типа перед коллективом ОУ возникают следующие задачи:
•создание общего образовательного пространства, максимально комфортного для всех учащихся;
•помощь каждому ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации;
•психологическое обеспечение адекватных и эффективных образовательных программ;
•развитие психолого-педагогической компетенций, психологической культуры педагогов, учащихся, родителей.
Главное, что должен понять каждый учитель, работающий с детьми с ОВЗ, что это особенные дети, очень нуждающиеся в пошаговом сопровождении, создании специальных условий .
Условиями организации инклюзивной практики в ОУ являются:
- образовательная вертикаль: система ранней помощи – вариативность форм включения ребенка с ОВЗ в ДОУ – организация инклюзивной вертикали в средней общеобразовательной школе – в ее начальном и среднем звене, а также аналогичные «звенья» в специальной (коррекционной) школе);
- преемственность и взаимодействие между отдельными звеньями этой вертикали;
- сотрудничество с ПМСС центром и, созданными в них, психолого-медико-
педагогическими комиссиями (ПМПК);
- взаимодействие с другими инклюзивными и специальными учреждениями вертикали или сети (детский сад, школа, и т.п.), в том числе взаимный обмен технологиями, материалами, информацией и документами;
- наличие подготовленных для реализации задач инклюзивного образования кадров;
- разработка приемов, методов и форм повышения профессиональной компетентности специалистов;
- наличие команды специалистов сопровождения: координатор (завуч) по инклюзии, психолог, специальный педагог, логопед, социальный педагог, помощник учителя (тьютор) и др.;
- организация деятельности этих специалистов как психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПК) образовательного учреждения с соответствующими выделенными задачами;
- архитектурные преобразования, включая безбарьерную среду;
- наличие специального оборудования и средств, модулирующих образовательное пространство класса /группы.
Одна из важных целей Стандарта: гарантия не только на получение образования детям с нарушениями развития, способным обучаться по индивидуально адаптированным программам, но и оказание специальной помощи детям с ОВЗ, способным обучатся в условиях массовой школы.
Обязательным условием освоения стандарта является систематическая специальная психолого-педагогическая поддержка - создание адекватных условий для реализации особых образовательных потребностей, включая помощь в формировании полноценной жизненной компетенции.
Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с ОВЗ в условиях образовательного учреждения должна нести разрозненный метод обучения, где главной целью должно быть определение индивидуального маршрута коррекционно-педагогической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Условия создания положительного эмоционального заряда в учебной деятельности школьников.
Во-первых, необходимо положительное отношение ребенка к школе в целом. Пребывание в школе не должно вызывать v ребенка негативные эмоции. У него должны быть ровные, хорошие деловые отношения с учителями и одноклассниками, исключены конфликты с ними. Он должен принимать участие в жизни класса и школы. Особое значение занимают эмоции сопереживания в общении с учителем и одноклассниками. Очень важно учить детей культуре чувств: понимание душевного состояния другого человека, умению поставить себя на его место, если он переживает печаль или тревогу, или порадоваться вместе с ним, желанию понять и принять интересы другого человека как свои собственные.
Во-вторых, наполнение учения положительными переживаниями связано с осознанием каждым ребенком своих возможностей в достижении успехов в работе. В школе, утверждает известный педагог В.Ф.Шаталов, ребенок должен обрести точку опоры как утверждение достойного способа жизни, краеугольные камни которого - честь, совесть, правда. Может быть, главный наш принцип - снять чувство страха с души ребенка, сделать его раскованным, свободным, вселить уверенность в свои силы, увидеть в нем полноценного и способного к творчеству серьезного человека. Мы считаем, что все дети могут учиться успешно, однако учителя должны иметь большое терпение. Безусловно, ошибки следует анализировать, щадя самолюбие детей и внушая веру в свои силы. «Ты можешь» - напоминает учитель ученику. «Он может» - должен понимать коллектив ребят. «Я могу» - наконец, делает вывод сам ученик, и эта вера в возможность победы придает ему новые силы.
В-третьих, положительные эмоциональные переживания должна вызывать встреча с новым учебным материалом, новыми способами учебной работы, самостоятельными наблюдениями, исследованиями. Все эти условия создают атмосферу эмоционального комфорта в процессе учения, без чего невозможно его успешное осуществление. Однако важно помнить, что эмоциональное благополучие, преобладание удовлетворенности собой, захваливание школьников может привести и к застою в учебной работе, к «закрытости» их для развития. Вместе с тем в обучении должно присутствовать и чувство преодоления трудности. Ребенок всегда должен осознавать оценку как результат своих собственных усилий. Он должен получать удовлетворение от самостоятельного преодоления трудностей.
Коррекционное обучение выступает как условие преодоления или сглаживания некоторых трудностей, возникающих вследствие биологического нарушения, но, что особенно ценно, оно лежит в основе формирования личности школьника, имеющего то или иное отклонение в развитии. Важным фактором в формировании личности аномального ребенка — это не просто комплексное воспитание, а организация педагогического воздействия по принципу целостной системы специального обучения. При этом результат выражается не в определенных умениях, способностях, чертах характера, а в виде личностного новообразования, перестраивающего всю совокупность связей и отношений ребенка с окружающей действительностью.
Общие принципы и правила коррекционной работы:
1. Индивидуальный подход к каждому ученику.
2. Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства.
3. Использование методов, активизирующих познавательную деятельность обучающихся, развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки.
4. Проявление педагогического такта.
Поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе учителя. Чтобы сформировать у обучающихся интерес к учению использую метод стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности, а именно создание ситуаций успеха. Мотивация к учёбе становится положительно устойчивой только в том случае, если учебная деятельность успешна, а способности ребёнка оцениваются объективно и позитивно. В связи с этим важное значение приобретает создание на уроках специальных ситуаций, способствующих достижению учащимися даже незначительных успехов в различных видах учебной деятельности. Такая работа позволяет обеспечить постепенное продвижение и развитие каждого ребёнка в зависимости от его индивидуальных особенностей.
Список литературы
- Лебединский, В. В. Нарушения психического развития в детском возрасте: учеб. пособие для студентов вузов / В. В. Лебединский. - Москва: Академия, 2006. – 144 с.
- Маркова Л.С. Организация коррекционно-развивающего обучения дошкольников с ЗПР.-М.: Аркти, 2002.
- Лильина Е. Т. Особый ребенок / проблемы и решения – М., 2002.
- Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / И.В. Дубровина, А. Д. Андреева, Е.Е. Данилова, Т. В. Вохмянина; Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. -160 с.
- Скоролупова О.А., Лобанова Т.И. «ФГОС дошкольного образования. Особенности построения образовательного процесса в дошкольных образовательных организациях» Просвещение, 2014 г.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного Образования. - М.: Центр педагогического образования, 2014. – 32 с.
- Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Психологические особенности адаптации к школе часто болеющих детей
Обучения в школе сопряжено с высокой нагрузкой на адаптивно-приспособительные механизмы организма любого ребенка, а особенно часто болеющего.
К категории часто болеющих детей в возрасте шести и более лет в отечественной медицине относят детей, болеющих ОРВИ более трех раз в году (6-8 раз).
Школьное обучение у часто болеющих детей сопряжено с актуализацией внутреннего конфликта, который, с одной стороны, связан с недостаточностью собственных адаптационных ресурсов, а с другой - с переживанием психотравмирующей ситуации в семье (с гиперопекой как стилем семейного воспитания, при котором нивелируется стремление ребенка к самостоятельности) (Эйдемиллер Э.Г.,2006).
Рост заболеваемости, особенно в начальной школе, у часто болеющих детей выступает как средство приближения к себе семьи (матери) и может повлечь за собой нарушения в разных сферах адаптации:
физиологической (соматическое состояние организма и функциональное состояние нервной системы - часто болеющие дети отличаются астеническим состоянием, приводящим к сниженной работоспособности и повышенной раздражительности);
психологической (эмоционально-личностный дискомфорт, связанный с неприятием новой социальной роли ученика, негативным отношением ко всему школьному, усиление тревожности, снижение самооценки и т. д.);
педагогической (трудности в формировании произвольности познавательных процессов, снижение успеваемости в усвоении образовательных программ) ;
социальной (частое отсутствие ребенка в классе сужает круг его общения со сверстниками, создает трудности в овладении нормами и правилами поведения) (Бадьина Н.П., 2007). Все эти нарушения взаимно влияют друг на друга, провоцируя ухудшение не только физического, но и психологического здоровья, усиливая дезадаптацию к школе.
Специфика процесса адаптации часто болеющих первоклассников к школе определяет соответствующие этапы оказания психолого-педагогической помощи (профилактической, психодиагностической и коррекционно-развивающей работы) и поддержки всеми участниками образовательного процесса: учащимися, их родителями и учителями. 1). Работа психолога с учителями включает совместную деятельность по профилактике дезадаптации (Вачков И.В.,2000). Учитель должен строить образовательный процесс с применением здоровьесберегающих технологий: регулярно проводить оздоровительные мероприятия, обеспечивать психологический комфорт своим ученикам, вести профилактику нарушения зрения, осанки. Кроме того, учитель обеспечивает оптимальное распределение учебной нагрузки, труда и отдыха с учетом возрастных анатомо-физиологических особенностей. Принцип здоровьесбережения направлен на соблюдение баланса между повышением требований образовательного процесса к учащемуся и учетом его индивидуальных психофизиологических возможностей. Учитель не должен допускать учебных перегрузок и переутомления учащихся, оптимально сочетая режим занятий и отдыха (Желтухина Е.Л.,2002). Педагог-психолог проводит диагностику учителей для определения комплексного показателя адаптации учащихся 1-х классов («Методика оценки школьной адаптации первоклассников»). С учителями первых классов систематически проводятся тематические занятия по профилактике дезадаптации часто болеющих учащихся (особенности их адаптации, психологические основы организации учебной деятельности, развитие познавательных интересов и учебной мотивации, профилактика тревожности и развитие внутренней позиции школьника и др.). 2). Работа психолога с родителями учащихся: психодиагностика – методика «Анализ семейных взаимоотношений. Опросник для родителей 3-10 лет», позволяющий выявить стиль семейного воспитания и систему требований к ребенку, и другие. Также проводится психологический лекторий для родителей с элементами тренинга, на котором заинтересованные родители могут обмениваться опытом, вырабатывать способы решения возникающих в общении с ребенком проблем, анализировать ситуации, связанные с болезнью ребенка и отношению к ней и другие формы активного взаимодействия с ребенком. 3). Работа с учащимися ведется по составленным психологом развивающим и коррекционным программам, основные тематические блоки которых сформированы в соответствии с проблемами адаптации часто болеющих детей к школьному обучению и по результатам проведенной плановой психодиагностики. Реализация программы осуществляется во втором полугодии первого класса для часто болеющих детей в течение 24 часов в мини-группах. Занятия могут быть продублированы для детей, пропустивших занятия по болезни. Основными целями программы являются: формирование «внутренней позиции» школьника, самопринятия, повышения самооценки, стабилизация эмоционального состояния, снятие тревожности, повышение коммуникативных навыков, принятие школьных правил и норм поведения, формирование навыков здорового образа жизни. Эффективность работы по программе оценивается проводимой до и после психодиагностикой. Ее результаты свидетельствуют об улучшении психоэмоционального состояния и общего здоровья учащихся 1-х классов. Устойчивые положительные результаты могут достигаться только в тесном сотрудничестве с учителем, родителями часто болеющих детей при осуществлении комплексного подхода к сохранению и укреплению их здоровья.
Литература
1. Бадьина Н.П. Часто болеющие дети. Психологическое сопровождение в начальной школе. Москва, 2007.
2. Вачков И.В. Психолог и больные дети // Школьный психолог.2000.№27.
3. Желтухина Е.Л. Гигиенические требования к режиму дня школьника. Причины возникновения и признаки утомления //Школа здоровья. 2002.№3.
4. Эйдемиллер Э.Г. Семейный диагноз и семейная психотерапия. СПб.,2006.