Уважаемые родители!
Ваши дети вступили в непростой период своей жизни – подростковый: они еще не взрослые, но уже не дети. Этот возрастной период считается сложным, «кризисным», опасным своей непредсказуемостью.
Подростковый возраст – это остро протекающий переход от детства к взрослости, в котором в поведении ребенка переплетаются противоречивые тенденции:
- уровень притязаний подростка намного превышает его возможности
и реальный социальный статус (он еще не взрослый, но начинает требовать, чтобы к нему относились как к взрослому);
- чрезвычайная сконцентрированность на самих себе, эгоцентризм,
с одной стороны, а с другой − способность проявлять альтруизм (бескорыстие), внимание и чувствительность;
- особенность эмоционального реагирования подростков - сравнительная легкость возникновения у них переживаний эмоциональной напряженности, психологического стресса, способность бурно и непосредственно выражать свои эмоции, зачастую неумение сдерживать радость, гнев, замешательство.
Для родителей самое главное в этот период – проявлять больше внимания к возможным изменениям в поведении подростка и к необычным ситуациям, в которых он может оказаться.
Наибольший всплеск негативных эмоциональных реакций подростка возникает при попытке окружающих ущемить его самолюбие. Как правило, пик такой эмоциональной неустойчивости приходится, в зависимости от половой принадлежности, на разный возраст: у мальчиков раньше, чем у девочек: для мальчиков проблема с неадекватным эмоциональным реагированием приходится на возраст 11-13 лет, а у девочек - на возраст 13-15 лет. Итогом может стать формирование чувства незащищенности, одиночества. Подросток начинает активно искать тех, кто сможет помочь ему заполнить возникшую пустоту, продемонстрирует внимание, сочувствие. К сожалению, именно в такое время на пути у подростков могут возникать лица, способные повлиять на формирование еще большего разрыва с общественными нормами и с родными людьми.
Возникновение трудной жизненной ситуации, проблемы социального взаимодействия приводят подростка к формированию дезадаптивного поведения, что может начать формировать суицидальное поведение.
Крайне важно, чтобы родители (законные представители) стремились помочь подросткам справиться с его внутренними конфликтами, были готовы безоценочно принимать ребенка, относиться к нему терпеливо и доверительно, проявляя гибкость в реагировании на меняющееся поведение.
Для разрядки эмоционального напряжения полезно научить подростка использовать юмор, самим уметь с помощью шутки разрядить напряженные ситуации.
Важно «услышать», понять, о чем мечтают ваши дети, обеспечить им стабильность, безопасность, уверенность в себе, помочь определиться с возможной профессиональной сферой в будущей жизни.
Нужно направить усилия на развитие поисковой и познавательной активности подростков, «включать» его в такие виды деятельности, в которых есть усложненные, интересные для них новые задания, предъявляющие к нему повышенные требования (например, в системе дополнительного образования, внеурочной деятельности).
В этот непростой период вам особенно важно проявлять терпение, понимать интересы ребенка. Тактика воспитания, которую вы применяли по отношению к своему ребенку еще пару лет назад, в этот период может оказаться не эффективной.
Исследователями проблемы подросткового суицида отмечается, что, если у подростка нет эмоциональной связи с семьей, то острота его эмоциональных переживаний становится несовместимой с жизнью. Поэтому любое высказанное подростком стремление уйти из жизни необходимо воспринимать серьезно. Недопустимы равнодушие, черствость или агрессивность по отношению к ребенку. Напротив, необходимо проявить выдержку, спокойствие, участие, предложить ребенку помощь, консультацию у специалистов.
Ситуации, связанные с возможными суицидальными намерениями, на которые родителям обязательно надо обращать особое внимание и признаки формирования суицидального поведения у подростков.
- Резкое изменение поведения и образа жизни:
- потеря интереса к тому, чем любил заниматься, резко сокращается круг привычных и любимых увлечений. стремление к постоянному длительному уединению, отстраненности от окружающих, включая родных и друзей;
- уходы из дома без пояснений куда, в том числе, вечером и даже ночью;
- изменение (особенно резкое) режима сна, бессонница, изменение аппетита;
- падение учебной успеваемости, безразличие к оценкам;
- резкие и частые смены настроения от апатии до агрессивности;
-изменения во внешнем виде (безразличное отношение к своему внешнему виду, неопрятность);
- раздача личных вещей в качестве подарков своим близким, друзьям;
- рискованное поведение: стремление оказаться в местах с высоким риском травмоопасности (зацеперство, выходы не крыши многоэтажек, на стройки);
- появление в речи высказываний «ненавижу жизнь», «я никому не нужен», «лучше умереть», «не могу этого вынести», «они все еще пожалеют» и подобных.
- Проявление «аутоагрессии» - наличие на теле и конечностях ран, порезов (как правило, в области запястий), иных повреждений, объяснить происхождение которых подросток не может, либо наоборот, стандартно оправдывается («упал», случайно порезался» и так далее).
- «Зависание» в социальных сетях в любое время, в том числе, ночью. Ребенок проводит в сети практически все время, зачастую в ущерб учебе, развлекательным мероприятиям и так далее, почти никогда не расстается с мобильным телефоном. При этом им устанавливаются пароли на всех девайсах (умные часы, смартфон, ноутбук и пр.), используются графические ключи для входа, проводится постоянная очистка используемых браузеров, корзины.
- Наличие примера суицида в ближайшем окружении, а также среди значимых взрослых или сверстников.
Значимые признаки, связанные с возможными суицидальными намерениями подростка, на которые необходимо обратить внимание родителям при мониторинге страницы своего ребенка в социальной сети.
- В своих изображениях, публикуемых на страницах соцсетей, детьми могут размещаться фотографии проявлений аутоагрессии: самоунижения, оскорбления себя в разных и порой даже жестоких формах, вплоть до нанесения себе травм, в частности, и порезов;
- Символичными являются сохранение фотографий китов (которые выбрасываются на берег и, таким образом, добровольно уходят из жизни), бабочек (которые летят на свет, хотя знают, что это приведет их к неминуемой гибели), единорогов (смерть едет на единороге в ад), съемки с высоты, крыш и чердаков;
- Следует обратить внимание на круг друзей и подписчиков, изучить оставленные ребенком комментарии в различных группах;
- Зачастую в «статусе» страницы указывается так называемый «обратный отсчет» (например, «До самоубийства осталось 10 дней»);
- Необходимо фиксировать время посещения (а в отдельных случаях и продолжительность) ребенком своей страницы в соцсетях.
В процессе беседы родителей с ребенком наличие всех вышеперечисленных признаков дети чаще всего объясняют тем, что хотели «разыграть» родителей или друзей, отрицая любые подозрения в намерении совершить суицид.
Важно понимать, что суицидальные попытки могут совершать дети не только из неблагополучных семей, но и из полных благополучных семей, зачастую, с хорошим достатком и организованным досугом, широким кругом общения.
Получить экстренную бесплатную и квалифицированную психологическую помощь, наладить доверительные и близкие отношения со своими детьми поможет обращение за помощью и поддержкой на телефоны доверия. Опыт работы Телефонов доверия показывает, что это звонки и тех, кто пока просто думает о том, как поступить со своей жизнью, для кого проблемы неразделенной любви, ссоры с родителями или двойки на экзамене кажутся неразрешимыми, а также родителей, которые беспокоятся за жизнь и здоровье своих детей.
Необходимо отбросить сомнения по обращению за подобной помощью к специалистам. К сожалению, в обществе существует предубеждение о постыдности обращения к психологам и психотерапевтам, что может помешать членам семьи подростка оказать ему нужную и своевременную поддержку, а иногда даже признать наличие тревожной ситуации. Немаловажным риском суицида является стигма (стереотипное негативное отношение) в отношении обращения за помощью, все еще существующая в обществе. Продолжают подвергаться стигматизации те, кто стремится получить помощь в связи с суицидальным поведением, нарушениями психического здоровья, злоупотреблением психоактивными веществами либо иными эмоциональными стресс-факторами, что может быть существенным препятствием к получению необходимой и своевременной профессиональной помощи.
ТЕЛЕФОНЫ ДОВЕРИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ
8-800-2000-122 (круглосуточно) – Всероссийская служба детского телефона доверия.
004 (круглосуточно, анонимно) – Городской мониторинговый центр (психолог для детей и подростков).
251-00-33 (круглосуточно, анонимно) – телефон доверия консультативно-диагностического центра репродуктивного здоровья подростков «Ювента».
8-800-25-000-15 (по будням с 9:00 до 18:00, обеденный перерыв с 13:00 до 14:00) – линия помощи «Дети онлайн» (любые виды помощи и консультаций для детей, которые столкнулись с опасностью или негативной ситуацией во время пользования Интернетом или мобильной связью: виртуальное преследование, домогательство, грубость, шантаж, мошенничество, несанкционированный доступ к ПК, нежелательный контент и т. д.).
708-40-41 (круглосуточно, анонимно) – экстренная психологическая помощь для детей, подростков и их родителей института психотерапии «Гармония».
344-08-06 – телефон доверия экстренной психологической помощи семьям в трудных жизненных ситуациях.
714-42-10, 714-45-63, 714-15-69 (круглосуточно) – наркологический телефон доверия.
ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области:
телефон доверия 573-21-81 e-mail: obrashenia@mail.