ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

e-mail: info.sch441@obr.gov.spb.ru     tel: +7 812 2413072

    Untitled

    Факторы успешности обучения. Чтение.

    Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
     

    Факторы успешности обучения. Чтение.

     

    Чтение – это первый и основной навык, которому ребенок должен научиться в первом классе, а лучше еще – до поступления в школу. Все остальное обучение в той или иной степени опирается на умение читать.

    Навык чтения должен обязательно предшествовать обучению письму: если ребенок плохо читает, он никогда не научится грамотно писать. Одновременное и параллельное обучение чтению и письму в общеобразовательных школах мешает формированию двух устойчивых навыков и часто приводит к дизграфии и дислексии. В выйгрышном положении оказываются дети, которые идут в школу, умея читать хотя бы по слогам. Не учитывается тот факт, что письмо не является простым визуально-графическим навыком, складывающимся из заучивания и запоминания способов написания элементарных графических единиц (букв и слов). Ребенок должен в своем сознании соединить графические изображения слов с осмысленными образами, речевые эквиваленты которых у него уже имеются (например, написав в тетради «мама мыла раму» должен представить себе эту образную картинку, а не чередование нескольких букв в разном порядке). В процессе обучения чтению звуковая и визуальная форма слова связываются его смысловым содержанием в единый образ. Только научившись читать, ребенок сможет услышанное слово преобразить в графическую форму, т.е. написать.

    Таким образом, именно чтение является основой развития письменной речи. Учителям начальной школы хорошо известен тот факт, что сочинения их учащихся коротки по размерам и скудны по речевым оборотам, хотя их устные рассказы на ту же тему могут быть очень интересными и содержательными. Пока ребенок не научится хорошо читать, в его голове не сформируется прочная связь звук – смысл – изображение, и он не может перенести в графическую форму то, что слышит или говорит. Плохо читающие дети диктанты, изложения и сочинения пишут, сливая слова или разрывая их на части, пропускают, заменяют, переставляют буквы и слоги. И дело тут не всегда в логопедической дисграфии, просто ребенок так и не научился читать. Но если этот ребенок обладает хорошим вниманием и зрительным анализом, он сможет весьма не плохо списать с доски или из учебника текст, даже не понимая всего его смысла. Дети же с ММД, характеризующимся нарушением внимания и визуального контроля, даже при переписывании текста допускают массу ошибок. В любом случае, простое неосмысленное списывание или копирование текста без понимания его смысла - очень утомительный процесс (поэтому дети так медленно переписывают упражнения, аналогичную ситуацию можно представить для себя, если нас попросят переписать текст с незнакомого нам языка, хотя написание латинских букв нам знакомо). Это подтверждает тот факт, что возможности только зрительного (визуального) контроля весьма ограничены, и только осмысленный контроль позволяет выполнять любую деятельность грамотно и безошибочно. Не умеющий читать ребенок вынужден пользоваться только визуальным контролем, т.е. он постоянно напрягает свою зрительную память, пытаясь узнать знакомые слова по их написанию. Естественно, что в этом случае дальнейшая зубрежка правил, постоянные тренировки по списыванию текстов не улучшит положения, поскольку это механическое, бессмысленное и безграмотное письмо только утомляет ребенка. Лучше это время посвятить развитию навыков чтения.

    Если ребенок «застревает» на послоговом чтении, не надо пытаться избавиться от этого чтением вслух: это не сможет улучшить процесс понимания прочитанного, поскольку озвучивание (чтение вслух) и осмысливание (понимание прочитанного) – две независимые, параллельно существующие операции. Существует иллюзия, что при беглом чтении они как бы сливаются: понимание происходит одновременно с произношением. Это не так. Попробуйте быстро прочитать незнакомый научный текст и пересказать содержание. Смысл прочитанного вы сможете уловить только при повторном просматривании содержания текста, а если вы прочтете этот текст про себя, не озвучивая его содержание, это позволит вам сразу понять смысл текста и пересказать его. Когда ребенок только осваивает технику чтения, ему трудно распределять внимание и сознательно контролировать и выполнять сразу два вида деятельности: озвучивание и осмысливание текста. Ребенок с ММД этого делать в принципе не может, поскольку не может распределять внимание. Если ребенок до школы не научился читать, а в школе учится этому параллельно с обучением письму, то дислексия вполне вероятна. Если все время заставлять ребенка читать вслух, то операцию озвучивания и проговаривания он осваивает вполне успешно, игнорируя вместе с тем операцию осмысливания. Поэтому нет ничего удивительного в том, что дети с хорошей техникой чтения часто не любят читать – они не понимают прочитанного, их интерес к содержанию книги не формируется. Аналогичный пример у взрослых, которые достаточно легко и быстро могут прочесть текст на иностранном языке, не поняв смысл прочитанного.

    Неумение ребенка читать – это неумение понимать смысл прочитанного, а не неумение его быстро и правильно озвучивать. Очень часто неумение читать маскируется посредством хорошей детской памяти: ребенок запоминает содержание короткого текста, предварительно прочитанного, слово в слово. И только когда он сталкивается с более длинным незнакомым текстом, обнаруживается, что его ребенок не понял, хотя и прочитал полностью. Помогите ему детально разобрать смысл каждого абзаца. Для этого не заставляйте его читать вслух – пусть прочитает про себя и ответит на ваши вопросы по содержанию прочитанного – что понял и что нет.

    На этапе обучения чтению (не обязательно в 1 классе) необходимо использовать короткие крупношрифтные тексты, желательно с иллюстрациями, отражающими смысл напечатанного (как в букваре). Плохо читающий ребенок действует следующим образом: разбирает первое слово в предложении, запоминает его, потом так же второе и т. д. Пока он таким образом доходит до конца предложения, он часто забывает, с чего оно начиналось. Соответствующая картинка помогает выстраивать общий смысл прочитанного. Ребенок вдруг осознает, что он понимает то, что он читает. Важно, чтобы ребенку были интересны тексты, которые он читает: они должны быть простыми, яркими и веселыми (например, комиксы или даже рекламные проспекты автомобилей или компьютеров).

    Требования к технике чтения в начальной школе предполагают полное освоения навыка чтения к окончанию 3 класса, т.е. постепенное обучение.

    Психологическая практика говорит о том, что если ко второму классу навык чтения остается несформированным, то ребенок так и остается плохо читающим и безграмотно пишущим. Такие дети больше любят математику (примеры), а вот задачи решают хуже, так как не всегда могут понять их условие. Таким образом, диагностика сформированности навыка чтения и понимания прочитанного или функциональной грамотности ( читательской компетентности ) учеников 2-3 классов остается важной задачей в ходе ОЭР, проводимой в нашей гимназии по изучению читательской активности и читательской компетентности учащихся.

    . Читательская активность – это активность читательской деятельности, ее постоянство, регулярность, устойчивый читательский интерес, разнонаправленность чтения – с одной стороны либо отсутствие этих параметров - с другой.

    Читательская компетентность – это проявление функциональной грамотности и общекультурной компетентности. Функциональная грамотность проявляется в умении читать и понимать прочитанное – это внутренняя, психологическая составляющая читательской компетентности. Она подразумевает умение обсудить прочитанное, опыт семейного чтения, поиск необходимой литературы, пользование словарями, справочниками, энциклопедиями, библиотечными каталогами, интернет-ресурсами и т.д.

    В ходе ОЭР нами была проведена психодиагностика сформированности навыка чтения и понимания прочитанного, т.е. функциональной грамотности учащихся начальной школы – 2,3,4 классов, всего 450 учеников начальной школы в течение трех лет.

    В основу теста, диагностирующего сформированность навыка чтения, положен метод реконструкции текста, предложенный Эббингаузом. Ребенку для самостоятельного прочтения дается отрывок из какого-либо произведения (5-7 предложений, связанных смыслом повествования). В предложении пропущены отдельные слова, отсутствие которых не мешает понять смысл текста. Ребенок должен вставить пропущенные слова. Данный тест позволяет определить уровень сформированности навыка осознанного чтения по показателю выявления единицы восприятия текста (слова).

    Учащимся 2-4 классов был предложен законченный по смыслу отрывок из сказки Андерсена «Дикие лебеди». Проведенный опрос детей показал, что большинству из них эта сказка не знакома. Из данного отрывка были изъяты 10 слов, не мешающие пониманию смысла и предложено вставить пропущенные по смыслу слова. Выполнение этого задания предполагает выяление трех уровней сложности. На основании того, сколько из 10 и каких пропущенных слов ученик вставил вместо пропусков по смыслу, можно сделать надежный вывод, какого уровня сформированности достиг его навык чтения, насколько быстро и адекватно он понимает смысл текста или не понимает его совсем. Полученные результаты могут не совпадать с оцениванием техники чтения конкретного ребенка, поскольку в основе озвучивания и осмысливания текста лежат совершенно разные психологические механизмы. Целью данной диагностики было выявления сформированности навыка осмысливания прочитанного.

    В психологии (Ясюкова Л.А. Методика определения готовности к школе. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе. Иматон,2006.) выделяют несколько зон развития навыков чтения:

    1 зона – зона патологии – обычно не выделяется, т.к. неумение читать – это нормальное состояние здорового, но необученного ребенка и даже дети с органическим поражением мозга вполне успешно обучаются навыку чтения.

    2 зона – слабый уровень сформированности навыка чтения – единицей восприятия текста выступает слово или его часть (слог). Ребенок с трудом понимает то, что он читает, и может правильно воспринимать только очень короткие и простые предложение текста.

    3 зона – навык чтения сформирован еще не полностью – единицей восприятия текста является словосочетание. Смысл прочитанного понимается не сразу, а длинные сложносочиненные предложения остаются вообще не понятыми.

    4 зона – навык чтения развит хорошо – единицей восприятия текста является целое предложение, смысл которого ребенок улавливает сразу.

    5 зона – навык чтения развит очень хорошо – беглое чтение, чувство языка и смысла текста.

     

    В нашей диагностике высокому уровню сформированности навыка чтения соответствует 4 и5 зоны, среднему уровню – 3 зона, низкому уровню – 2 зона. Детей,не умеющих читать, в гимназии нет. Сформированность читательской компетентности зависит не только от «стажа» обучения в школе, но и от образовательной программы, и от личностных особенностей как учеников, так и учителей.

     

     

     


     

     

    hartia

    цени изначальную красоту

    электронная приемная ИОГВ

    Решаем вместе
    Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

    Адрес  Гимназии №441 :  192289, CПб, ул. Олеко Дундича, д. 37, корп.2, Литера А  |  Карта  |  Тел/факс : +7(812) 241-30-72 |  Приемнаяinfo.sch441@obr.gov.spb.ru

    Политика информационной безопасности ГБОУ Гимназии №441 СПб

    Сайт распологается на технической площадке гимназии №441, находящейся на территории Российской Федерации.

    © {2021} Гимназия №441 Санкт-Петербург. Все права защищены. Перепечатка с разрешения администрации.

    Please publish modules in offcanvas position.