Служба психолого- педагогического сопровождения
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА ГБОУ ГИМНАЗИЯ № 441
В федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012г. в статье 42 обращается внимание на создание условий по оказанию психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.
В гимназии № 441 уже много лет осуществляется психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса. Накоплен определенный опыт по формированию самостоятельной, ответственной и социально мобильной личности, способной к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда, способной к личностному самоопределению и саморазвитию.
Введение нового стандарта общего образования существенно изменяет образовательную ситуацию в школе, определяя точное место формам и видам приложения психологических знаний в содержании и организации образовательной среды школы, что делает обязательной, конкретной и измеримой деятельность педагога–психолога как полноценного участника образовательного процесса.
Изменение парадигмы педагогического образования и превращение его по существу в образование психолого-педагогическое, позволит осуществлять в нашей гимназии процесс обучения, ориентированный на развитие обучающихся, учет их особенностей и всестороннее раскрытие их интеллектуального и личностного потенциала. В связи с этим актуальным моментом является то, что Программа развития гимназии включает в себя и программу психолого-педагогического сопровождения как целостную систему сопровождения всех субъектов образовательной деятельности.
Цель психолого-педагогического сопровождения: создание в ГБОУ гимназия № 441 благоприятных социально-психологических условий, способствующих максимальному развитию личностного и творческого потенциала всех участников образовательного процесса.
Задачи психолого-педагогического сопровождения:
-
Выявление и оказание психологической помощи детям, имеющим трудности в обучении и воспитании («группа риска»);
-
Профилактика школьной и социальной дезадаптации;
-
Консультативная и информационная психологическая поддержка учащихся, родителей и педагогов;
-
Повышение мотивации обучения у учащихся;
-
Создание психологически комфортных условий для развития личности каждого ребенка;
-
Формирование у обучающихся способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению;
-
Формирование у обучающихся установок на здоровый образ жизни;
-
Организация работы с учащимися и родителями по вопросам психологической подготовки к ГИА и ЕГЭ;
-
Организация работы с детьми категории «одаренные»;
-
Разработка, подготовка и проведение групповых занятий с учащимися 1-4х классов в рамках реализации ФГОС начального образования.
Основные виды работы педагога-психолога:
- работа с обучающимися 1-11 классов;
- работа с родителями (законными представителями);
- работа с педагогами и администрацией гимназии.
Основные циклы сопровождения:
- готовность к обучению и адаптация в 1 классе;
- переход в среднее звено;
- подростковый кризис. «группы риска»;
- адаптация и профориентация в старшем звене.
Основные направления работы педагога-психолога:
1. Психолого-педагогическая диагностика
2. Коррекционно – развивающая работа
3. Психологическое просвещение и профилактика
4. Психологическое консультирование
5. Организационно-методическая работа
Психолого-педагогическая диагностика. Задачей психодиагностики является информационное обеспечение процесса сопровождения учащихся гимназии: сбор данных о состоянии, развитии, изменении различных психологических параметров в соответствии с поставленными целями. Средствами психодиагностики известные стандартные и валидные методики, направленные на выявление особенностей психического развития ребенка, сформированности определенных психологических новообразований, УУД на каждом возрастном этапе развития обучающихся, соответствия уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных образований по возрастным ориентирам и требованиям общества (список методического инструментария прилагается).
I этап диагностической работы (1 класс) – поступление ребенка в школу. В рамках этого этапа предполагается:
1. Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на определение школьной готовности ребенка (комплекс методик по Ясюковой).
2. Повторная диагностика проводится по отношению к детям, показавшим чрезвычайно низкие результаты. Она направлена на выявление причин низких результатов.
II этап диагностической работы (1, 5, 10 класс) - адаптация к изменившимся условиям обучения. В рамках данного этапа предполагается:
1. Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на определение уровня адаптации детей к школе (1 класс – октябрь-ноябрь).
2. Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на определение уровня адаптации пятиклассников при переходе из начальной школы в среднее звено (5 класс – ноябрь-декабрь).
3. Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на определение уровня адаптации десятиклассников при переходе в старшее звено (10 класс – декабрь)
III этап диагностической работы – констатирующая диагностика. В конце года с учащимися проводится индивидуальное психолого-педагогическое обследование, в результате которого определяется уровень и особенности психического развития, уровень адаптации к обучению.
Кроме того, в рамках диагностического блока в течение года проводится работа по изучению профессиональных предпочтений, профессиональных склонностей учащихся 9-11классов, по выявлению детей категории "одаренные", детей, имеющих трудности в обучении; проводится диагностика познавательных, личностных, эмоциональных особенностей учащихся (по запросу), диагностика социально-психологического климата в классе, предметных предпочтений, учебной мотивации и других параметров развития.
Коррекционно – развивающая работа. Развивающая работа осуществляется по следующим направлениям:
1. С первоклассниками, испытывающими трудности в обучении, в течение учебного года проводятся специально организованные (с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка) развивающие занятия, направленные на формирование и развитие необходимых познавательных навыков и умений, личностных качеств и коммуникативных способностей. Занятия проводятся с использованием игровых упражнений, изобразительных средств, психогимнастики.
2. С учащимися 1и 5 классов, испытывающими трудности в адаптации к обучению в школе и к изменившимся условиям обучения, проводится групповая и индивидуальная развивающая работа, направленная на создание необходимых условий для благоприятного вхождения ребенка в учебный процесс, принятие нового школьного статуса.
3. Учащиеся категории "одаренные" включаются в групповую и индивидуальную развивающую работу, направленную на развитие творческого и интеллектуального потенциала учащихся, участие в конкурсных и олимпиадных движениях.
4. С учащимися 9 и 11 классов во втором учебном полугодии проводятся групповые занятия по психологической подготовке к экзаменам, направленные на формирование умения противостоять стрессу, навыков уверенного поведения.
5. Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия с учащимися проводятся по запросу учителей и согласия родителей и объективным показателям психодиагностики.
6. Групповые развивающие занятия проводятся в классах в течение года по согласованию с классными руководителями :
1) младшее звено (1-4 класс): занятия направлены на развитие познавательной, эмоциональной, коммуникативной сфер личности; формирование навыков самосознания и эмпатии; успешной адаптации к школе; повышение самооценки ребенка; развитие творческих способностей; создание благоприятной атмосферы в ученическом коллективе; снятие эмоционального напряжения; повышение уровня учебной мотивации;
2) среднее звено (5-8 класс): занятия направлены на развитие познавательной, эмоциональной, коммуникативной сфер личности; развитие самосознания, самоконтроля, эмпатии; развитие творческих способностей; создание благоприятной атмосферы в ученическом коллективе; снижение школьной и личностной тревожности; повышение уровня учебной мотивации; формирование установок на здоровый образ жизни; развитие позитивного настроя в общении со сверстниками, стремление к сотрудничеству; формирование положительного образа своего «Я»;
3) старшее звено (9-11 класс): занятия направлены на развитие познавательной, эмоциональной, коммуникативной сфер личности; развитие самосознания, саморегуляции, личностного и профессионального самоопределения; развитие творческих способностей; создание благоприятной атмосферы в ученическом коллективе; формирование установок на здоровый образ жизни и саморазвития.
Консультирование и просвещение . Осуществляется по трем направлениям:
1. Работа с учащимися.
2. Работа с родителями.
3. Работа с учителями.
I направление - р абота с учащимися включает в себя проведение индивидуальной и групповой форм консультации.
Индивидуальные консультации проводятся в течение учебного года по запросам учащихся для решения возникающих вопросов (обучение в школе, взаимоотношения в семье, с друзьями, учителями и одноклассниками, вопросы профориентации и самоопределения, сложные жизненные ситуации, стрессовые состояния).
Групповые консультации проводятся в течение года с целью повышения уровня психологической культуры учащихся, для решения возникающих вопросов (отношения в коллективе, подготовка к экзаменам).
Просветительская работа включает в себя проведение занятий с элементами тренинга; дискуссий, лекций-бесед, презентаций, а также направлена на формирование навыков самопознания и самоконтроля, толерантности и навыков бесконфликтного общения; формирование мотивации на здоровый образ жизни, активную и позитивную жизненную позицию; организацию профориентации учащихся.
II направление - р абота с родителями заключается в проведении групповых и индивидуальных форм консультации:
Групповые консультации (родительские собрания, лектории для родителей и т.д.) проводятся в течение учебного года по плану с целью психолого-педагогического просвещения родителей, формирования установки ответственности по отношению к проблемам школьного обучения и развития ребенка
Индивидуальные консультации проводятся в течение учебного года по запросам родителей для решения возникающих вопросов (особенности детско-родительских взаимоотношений, поведения и развития ребёнка, взаимоотношений учитель – родитель – ребёнок), составлении рекомендаций и создание ситуации сотрудничества в вопросах воспитания и обучения ребенка.
Просветительская работа заключается в участии в родительских собраний в форме выступлений и направлена на повышение психологической культуры родителей с целью создания социально-психологических условий для привлечения семьи к сопровождению ребенка в процессе школьного обучения; развитие ситуации сотрудничества и формирование установки ответственности родителей по отношению к проблемам школьного обучения и развития ребенка.
III направление - р абота с учителями включает в себя проведение индивидуальной и групповой форм консультации:
Индивидуальные консультации проводятся в течение учебного года по запросам учителей для решения возникающих вопросов (особенности поведения ребёнка, взаимоотношения педагог – ребёнок).
Групповые консультации проводятся по плану администрации течение года с целью повышения уровня психологической компетенции учителей, создания единой стратегии психолого-педагогического сопровождения ребенка
Просветительская работа включает в себя выступления по теме педагогического совета; проведение лекций-бесед, тренинговых упражнений и направлена на повышение уровня психологической компетентности педагогов, профилактику синдрома профессионального выгорания.
Организационно-методическое направление:
1.Оформление документации: составление планов, отчетов, справок, рекомендаций, характеристик.
2. Обновление и пополнение базы диагностического инструментария.
3. Разработка, подготовка и проведение психологической диагностики, обработка полученных данных.
4. Разработка, подготовка и проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий.
5. Разработка, подготовка и проведение групповых занятий с учащимися в рамках реализации ФГОС начального образования.
6. Разработка, дополнение, подготовка и проведение занятий в рамках психологического сопровождения подготовки учащихся к ОГЭ и ЕГЭ.
7. Анализ научной и практической литературы.
8. Работа по повышению квалификации и самообразованию, участие в работе МО ЦПМССП.
9. Оформление кабинета: приобретение учебных пособий, методик, развивающих программ; изготовление и приобретение и оформление наглядно-дидактического и демонстрационного материала..
10. Участие и выступление в педагогических и методических советах, плановых и внеплановых совещаниях, родительских собраниях, посещение и проведение открытых занятий.
Психологическая служба. Файлы для скачивания.
- Концепция развития психологической службы в системе образования Российской Федерации на период до 2025 года (утв. Минобрнауки России от 19.12.2017) (скачать, PDF, 491Kb)
- Распоряжение Минпросвещения России от 09.09. 2019 № Р-93 «Об утверждении примерного положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации» (скачать, PDF, 3140Kb)
- Распоряжение Минпросвещения России от 28.12.2020 № Р-193 «Об утверждении методических рекомендаций по системе функционирования психологических служб в общеобразовательных организациях» (скачать, PDF, 2540Kb)
- Приказ Минтруда РФ от 24.07.2015 N 514н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог-психолог (психолог в сфере образования) (скачать, PDF, 238Kb)
- Распоряжение Комитета по образованию от 24.08.2021 № 2395-р «Об организации работы по оказанию психолого-педагогической помощи и психолого-педагогическому сопровождению» (скачать, PDF, 8470Kb)
- Положение об организации работы по оказанию психолого-педагогической помощи и психолого-педагогическому сопровождению (скачать, PDF, 2300Kb)
- План заседаний ППк ГБОУ гимназия № 441 на 2022 - 2023 уч. год (скачать, PDF, 2640Kb)
- Положение о службе психолого – педагогического сопровождения ГБОУ Гимназии № 441 Фрунзенского района Санкт-Петербурга (скачать, DOCX, 26Kb)
Информация об ответственных за подачу и публикацию контента. QR код страницы
Ответственный за публикацию
- Дата публикации 20/08/2021
- Дата модерации 05/02/2024
QR код этой страницы (URL)
Адрес этой страницы
Ответственный за информацию
- Дата подачи 01/02/2024