Факторы успешности обучения. Познавательные интересы и учебная мотивация.
Познавательные интересы лежат в основе такого критерия успешности всей учебной деятельности, как учебная мотивация. Мотивация – это и глубоко личный, субъективный механизм осуществления любой деятельности, направленной на достижение успеха в ней.
Мотивация достижения успеха направлена на наилучшее выполнение любого вида деятельности с получением определенного планируемого результата, к которому может быть применим критерий успешности. В мотивации учебной деятельности таким критерием являются итоговые оценки учащихся.
. Мотивацияопределяет направленность действия, организованность и устойчивость деятельности, стремление к достижению поставленных целей. Именно активность, направленность и самостоятельность учебной деятельности школьника лежат в основе его учебной мотивации. Уровень сформированности учебной мотивации школьника определяет его способность ставить и успешно решать учебные задачи, его самостоятельность в учебе, формирование у него устойчивых познавательных интересов, что в результате способствует достижению успеха в учебе.
Напротив, отсутствие мотивов к получению образования ведет не только к снижению базовых показателей обучения, но и к проблемам воспитательного характера.
Наиболее острые проблемы в области обучения и воспитания связаны с отсутствием мотивов к получению образования у основной массы учащихся, следствием чего является снижение базовых показателей образованности и воспитанности учащихся.
Учебная деятельность имеет для разных школьников различный смысл. Выявление характера учебной мотивации и смысла учения для школьника в каждом конкретном случае играет решающую роль в определении мер педагогического воздействия.
Мотивационная составляющая личности достаточно разнообразна. Для изучения такой комплексной характеристики, как учебная мотивация и построения методики ее диагностики важным является выделение определенных содержательных блоков, которые отражают ее наиболее существенные компоненты: личностный смысл процесса учения; целеполагание; виды мотивов; реализация мотива в поведении; эмоциональный компонент мотивации учения; основные возрастные характеристики учащихся.
Личностный смысл учения – субъективное отношение школьника к учебному процессу, которое включает осознание ребенком объективной важности образования и его нравственных ценностей, принятых в социуме и в его семье и которое преломляется через уровень притязаний и самооценки данного ребенка. Практика показывает, что при осознании смысла учения повышается его качество. Однако, формирование этого компонента мотивации занимает значительное время и усилия, что учитывается при составлении анкет для конкретного возрастного периода. Смысл учения как внутреннее субъективное отношение школьника к учебному процессу, осознание его личной значимости не происходит автоматически в процессе усвоения знаний. Личностный смысл учения в разные школьные возрасты различен.
Целеполагание – умение школьников ставить перед собой цели и их достигать в процессе обучения. Цель учения – это направленность ученика на выполнение определенных действий, получение определенного результата и выбор средств его достижения. Способность к целеполаганию является волевым компонентом мотивации, и ее формирование – одна из сложнейших и трудоемких задач педагогического процесса. Известно, что реализация мотивов зависит от умения школьников ставить перед собой цели и достигать их в процессе учебы. Научить целеполаганию – это научить умению воплощать свои мотивы через последовательную систему целей. Наличие способности ставить перед собой цели является показателем зрелости волевой компоненты личности школьника.
Мотивы деятельности – факторы, создающие установку на выполнение действия. Важно выявить реальное влияние мотивов учения на ход учебной деятельности и поведение школьника, их устойчивость, частоту их проявления, их актуализации во всех учебных ситуациях. Если мотив имеет для учащихся личностный смысл, то он проявляется в активности ученика, в его инициативности, в положительном отношении к учебе. Мотивы объединены в группы:
- познавательные– связаны с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения (овладение новыми знаниями, умениями, навыками и способами их добывания и усвоения);
- социальные – осознание социальной значимости и необходимости образования для получения базы к овладению будущей профессией и т.д.; Они связаны с различными видами социального взаимодействия школьника с другими людьми, осознания социальной необходимости, долга и ответственности.
- позиционные– стремление занять определенную позицию в отношениях с окружающими, получить их одобрение, самоутвердиться, лидировать в коллективе, и т. Д.
Существуют также внешние и внутренние мотивы, характеризующие отношение мотивов к непосредственной деятельности:
- мотивы, стимулирующие деятельность, но не связанные напрямую с ней, называют внешними ;
- мотивы, напрямую связанные с деятельностью, называют внутренними.
Например, внешние - не связаны напрямую с учебной деятельностью, которая рассматривается как обязанность, долг перед родителями, учителями (без внешнего побуждения мотив не актуализируется). Младших школьников может привлекать внешняя школьная атрибутика и игровые моменты (игра в школу).
Все перечисленные мотивы учитываются при составлении анкет для каждого возрастного диапазона. Выделены также мотивы, связанные с достижением успеха и избеганиянеудач. Школьники, мотивированные на достижение успеха, активны в достижении поставленной перед собой цели и в выборе средств ее достижения. Обычно, они ставят перед собой некоторую позитивную цель, активно включаются в ее реализацию, выбрав соответствующие средства ее достижения. Деятельность (обучение) вызывает у них положительные эмоции, мобилизацию внутренних ресурсов. Мотивированные на успех учащиеся обычно выбирают для себя профессии, соответствующие их способностям и знаниям. Свои победы и неудачи склонны объяснять объемом приложенных усилий, силой старания, что свидетельствует о наличии у них внутреннего контролирующего фактора.
Школьники, мотивированные на недопущение неудачи, отличаются неуверенностью в себе, низкой самооценкой, неверием в успех, низким эмоциональным фоном, что зачастую приводит к отказу от учебной деятельности вообще. Цель их учебной деятельности заключается в стремлении любым способом избежать неудач в ней. Ученик при этом неуверен в себе, боится критики. С работой, в которой возможна неудача, у него связаны только отрицательные эмоции, от учебной деятельности он не испытывает удовольствия. Такие школьники часто характеризуются неадекватностью профессионального самоопределения, игнорируя объективную информацию о своих способностях и возможностях. Собственный неуспех они склонны объяснять невезением или отсутствием способностей, а успех – напротив, везением или легкостью задания. Это путь развития «выученной беспомощности»: ученик не может повлиять ни на сложность задания, ни на отсутствие способностей, ни на везение, поэтому старание что-то изменить ему представляется совершенно бессмысленным, что влечет отказ от учебы. Эти отрицательные эмоции поддерживают у ученика устойчивую мотивацию недопущения неудачи, вследствие чего возникает ощущение, что лучше ничего не делать, чем быть плохим учеником, у которого ничего не получается. Если у ученика сложилось стрессовая ситуация длительного неуспеха в учебе, закрепившая негативное отношение к школе, проявляющаяся в снижении учебной мотивации, учитель и психолог помогают ему выйти из нее. Эмоциональный компонент учения очень важен для учебной мотивации.
Мотивационная сфера школьников в процессе учения и взросления претерпевает различные изменения. Постоянно меняется соотношение мотивов и целей учения, формируются новые мотивы, которые способствуют появлению новых целей.
Используемая нами методика изучения учебной мотивации, которая проводится ежегодно для учащихся 5-х, 8-х, 10-х классов соответствует учету всех этих изменений,