Роль семьи и родителей в жизни ребенка.
Семья на протяжении длительного времени играет одну из определяющих ролей в формировании личности ребенка, однако на каждом возрастном этапе роль и значение семьи меняются и имеют свои специфические особенности.
В течение всего периода взросления родители являются для ребенка чрезвычайно значимыми людьми, причем выступают для него в разных «ипостасях».
Это, во-первых, источник эмоционального тепла и поддержки, без которых ребенок чувствует себя беззащитным и беспомощным.
Во-вторых, родители — директивная инстанция, распорядители жизненных благ, наказаний и поощрений.
В-третьих, родители — образец, пример для подражания, воплощение лучших личностных качеств, модель взаимоотношений с другими людьми.
В-четвертых, родители являются источником знаний, жизненного опыта, друзьями и советчиками в решении сложных жизненных проблем. По мере взросления ребенка соотношение этих функций и их психологическая значимость изменяются. Рассмотрим подробнее эти роли.
Родители как источник эмоциональной поддержки. В подростковом возрасте, как и на предыдущих стадиях развития, семья сохраняет свое значение в качестве источника эмоционального тепла и поддержки. Эта поддержка особенно важна, потому что подросток вступает в фазу интенсивного формирования Я-концепции, нередко сопровождающуюся противоречивыми переживаниями, полярными оценками, острым чувством неполноценности, неумением адекватно и конструктивно реагировать на неудачи. В этих условиях именно семья способна обеспечить базисное чувство безопасности, являясь источником постоянной оптимистической поддержки, вселяющей в подростка уверенность в своих силах, источником спокойной, взвешенной оценки качеств подростка, способствовать снижению чувства тревоги, возникающего у подростка в новых или стрессовых ситуациях.
Родители как «верховная власть». Зависимость подростка от семьи еще достаточно велика. Родители — это «верховная власть», от которой зависит удовлетворение значительной части его потребностей, в том числе материально-бытовых, что в подростковом возрасте имеет особое значение, так в этот период положение в коллективе сверстников во многом определяется наличием престижных атрибуций, одежды и т. п.
Родители как пример для подражания. В подростковом и особенно юношеском возрасте родители уже не являются для подростка таким абсолютным авторитетом, как в детстве. Дети начинают «принимать родителей более критично. Стремление подражанию и степень идентификации с родителями заметно снижаются, а в качестве примера и модели для подражания начинают выступать и другие люди: сверстники, популярные личности. Вместе тем подростки хотят иметь таких родителей, которые «подают хороший пример для подражания», подростки «хотят гордиться своими родителями, видеть их людьми, которыми можно восхищаться», и тогда они, как правило, чувствуют себя в этом мире достаточно комфортно.
Родители как источник жизненного опыта. Важнейшей функцией родителей в подростковом возрасте является помощь ребенку в решении сложных жизненных проблем, объяснение, информирование, содействие в формировании оценки самых разных сторон жизни. Подросток вступает в период интенсивного овладения социальными ролями взрослого человека, его круг общения быстро расширяется, и при всей тяге к самостоятельности подростки остро нуждаются в жизненном опыте и помощи старших. Эта роль родителей ощущается и самими подростками.
Взаимодействие ребенка с родителем является первым опытом взаимодействия с окружающим миром. Этот опыт закрепляется и формирует определенные модели поведения с другими людьми, которые передаются из поколения в поколение. В каждом обществе складывается определенная культура взаимоотношений и взаимодействия между родителями и детьми, возникают социальные стереотипы, определенные установки и взгляды на воспитание в семье, и вряд ли будет преувеличением сказать, что цивилизованность общества определяется не только отношением к женщинам, но и отношением к детям.
Семья — это важнейший институт социализации, первый социальный мир ребенка, в котором он получает опыт социального взаимодействия, овладевает навыками поведения и межличностного общения.Специфика взаимоотношений «семья—подросток» обусловлена в первую очередь задачами формирования и осознания подростком своей идентичности, коренными преобразованиями мотивационной сферы. У подростка одновременно сосуществуют два типа потребностей: потребности в автономии, уважении, самоопределении и потребности в поддержке и присоединении к семейному «мы». Подростку необходимо понимание со стороны родителей, точно так же как и родителям со стороны подростка. Понимание между родителями и подростками – важнейшее условие счастливой семейной жизни. Но что же необходимо знать, чтобы понимать друг друга? Понимание между людьми в большей степени обусловлено спецификой их восприятия друг друга.
Подростковый возраст — период эмансипации ребенка от родителей, достижение определенного уровня автономии, независимости от них. Этот процесс является сложным и многомерным и включает, как минимум, три аспекта: эмоциональный, поведенческий и нормативный.
Нормативная эмансипация есть ни что иное как формирование подростком собственной системы ценностей. Влияние родителей на ценностные ориентации детей сильнее в тех семьях, где существует эмоциональная поддержка и взаимное понимание, частое и интенсивное общение. Эмпирические исследования терминальных ценностей (ценностей смысла жизни) позволяют утверждать, что в целом они у родителей и детей схожи.
Отношение к семье в ходе взросления меняется. В процессе социализации группа ровесников в значительной степени замещает родителей. Перенос центра социализации из семьи в группу ровесников приводит к ослаблению эмоциональных связей с родителями. Но все же для большинства молодых людей родители, и особенно мать, остаются главными эмоционально близкими лицами. В подавляющем большинстве подростки средних и старших классов предпочитают обращаться по всем вопросам, связанным с личностными, социальными, учебными и даже мировоззренческими проблемами, к матери, а не к отцу.
В процессе восприятия подростков большинство родителей неосознанно, а кое-кто сознательно в качестве ориентира в понимании своих детей берут самих себя.
Дети гораздо точнее представляют себе, как их оценят родители: родительская оценка неоднократно высказывалась подростку прямо или косвенно.
Часто оба поколения неверно представляют себе, как к ним относится другая сторона: младшие ждут отрицательных оценок от родителей, а родители — от детей. Источник заблуждения — это обобщение неизбежных между детьми и родителями взаимных упреков.
Значение семьи в процессе перехода ребенка от детства к подростковому возрасту огромно. От качества взаимодействия с членами семьи, в частности с родителями, зависит формирующаяся у подростка в этот период система ценностей. Родители не только могут, но и должны оказывать влияние на формирование ценностных иерархий своих детей. Однако, это влияние не должно носить давящий характер, иначе подросток начнет выстраивать свое поведение наперекор советам родителей.