Информации о том, с чего начать профессиональное самоопределение подростка, достаточно много. Направление профориентации не стоит на месте, развивается в ногу со временем и является абсолютно доступным хотя бы на уровне средней школы. Мы же рассмотрим вопрос профориентации сквозь призму особенностей взаимоотношения подростка и его родителей на этом важном и неминуемом этапе взросления вчерашнего ребенка.
И здесь мы сразу подчеркнем самый важный тезис, который должны понимать родители: вы лишь помогаете подростку определиться с будущей профессией, но не делаете выбор за него. Если среди наших читателей есть те родители, которые четко эту мысль осознают, честно принимают и осознанно реализуют, то примите наши поздравления – вы представляете тот малый процент родителей, которым процесс профориентации ребенка дался без проблем, прошел эффективно и завершился успешно для всех.
Почему речь идет именно о помощи подростку в выборе будущей профессии? Абсолютно понятна и естественна растерянность подростка, появляющаяся в ситуации, когда он становится перед выбором профессии и связанного с ней дальнейшего жизненного пути. Самое главное и необходимое, что может дать ему взрослый человек, родитель – это эмоциональная, психологическая поддержка. В первую очередь, она должна быть выражена в сформированном ощущении того, что подросток не один, что рядом с ним находится любящий взрослый, готовый помочь, поддержать, и который желает для него самого лучшего в разрешении стоящего вопроса. Подросток должен знать, что в любой момент может обратиться к родителям за помощью.
В психологии не случайно существует термин именно «профессиональное самоопределение», и задача родителей – помочь своим детям в этом деле, но не осуществлять выбор за них. Важно, чтобы у подростка сложилось ощущение, что сделанный им выбор профессии – это его самостоятельное личное решение. Только такое представление формирует ответственность за последствия этого решения. Кто выбирает, тот и отвечает. Поэтому ни в коем случае нельзя полностью снимать с взрослеющего человека ответственность за совершаемый им выбор. В противном случае родители рискуют через лет пять получить диплом из рук своего чада с комментарием о том, что им торжественно вручается то, что они так хотели, а сам он отправляется на поиск своего истинного предназначения. Ведь если подростку кажется, что профессию он выбрал не сам, то и учиться он будет не для себя, воспринимая учебу как скучную и тягостную обязанность перед родителями (обществом, страной… возможны варианты). И наоборот, само по себе ощущение, что данную профессию подросток выбрал для себя сам, значительно мотивирует его в учебе, стимулирует к продвижению по пути профессионального развития.
Как же тогда помочь? Рассмотрим несколько вариантов такой помощи.
1. Самое главное, как мы уже сказали, это поддержка. В первую очередь она проявляется в неравнодушии. Вам должно быть не всё равно, а Ваш ребенок должен это не просто знать (с Ваших слов), а чувствовать это. Проявить внимание и неравнодушие следует в непосредственном общении с подростком. Очень важно находить время для общения с ребенком по душам, когда вопрос будущей профориентации возникает как бы сам собой, абсолютно естественным образом. Только в ситуации полного доверия и спокойствия ребенок сам расскажет Вам о своих планах, мечтах, интересах. И здесь, безусловно, очень важно не высмеивать мечты ребенка, какими бы нереальными они не были. Не обижайте его подобными реакциями, ведь это первый важный самостоятельный выбор в жизни человека. Позвольте ему быть уверенным в себе и доверять Вам. Старайтесь проявлять терпение, такт и искреннюю заинтересованность.
2. Если подросток не имеет ни малейшего представления о своей будущей профессии, не может определиться со своими планами, вовсе не проявляет никакого интереса к профессиональному выбору или озвучивает огромное количество вариантов профессий, относящихся к различным областям, то надо попытаться понять, с чем это связано. Возможно, он испытывает страх и тревогу, поэтому откладывает даже мысли о будущей профессии. Или он недостаточно мотивирован в этом вопросе. В любом случае ребенок ориентируется только в том, что знает, поэтому дайте ему как можно больше информации о различных профессиях, а самое главное – о себе самом, о своих сильных и слабых сторонах. Вероятно, для самоопределения ему не хватает именно этих знаний. Предложите ребенку обратиться на консультацию к психологу и пройти профориентационное тестирование. Чтобы выбрать профессию, необходимо не только разбираться в мире существующих профессий, но прежде всего, познать себя – свои личностные качества, способности, склонности. Можно начать с того, чтобы вместе составить конкретный план действий, обсудив, какими временными и прочими ресурсами вы обладаете.
3. Используйте примеры. Детям очень важен опыт своих родителей, даже если они в этом не признаются или вовсе отрицают этот момент. Тем не менее, постарайтесь ненавязчиво рассказать подростку, как Вы в свое время выбирали профессию, чем при этом руководствовались, кто и как Вам помогал… Можно привести пример не на себе, а на друзьях семьи, на знакомых. Причем здесь очень важен именно повествовательный характер рассказа, в котором недопустимы сравнения подростка с другими людьми, о которых Вы рассказываете. Нельзя привести пример, в котором заложено сравнение подростка с кем-то, да еще и не в его пользу. Такие разговоры могут быть восприняты как агрессия или нападение, нарушение границ, обесценивание подростка, что в свою очередь приведет к потере доверия и желания продолжать разговор. Ваша беседа не должна носить нравоучительный характер. Важно сохранять уважение к мыслям и желаниям своего ребенка.
4. Но не стоит ограничиваться только рассказами и разговорами. Подростки бывают довольно скептичны к мнению взрослых, особенно родителей. Гораздо важнее непосредственный опыт, и если ребенка интересует какая-то профессия, предложите ему проверить свой выбор в профильном кружке, смене, секции.
5. Если Вас огорчает профессиональный выбор Вашего ребенка, не отговаривайте его и не запрещайте категорично. Такие действия могут спровоцировать конфликт и сформировать у ребенка чувство обесценивания его выбора. Действуйте конструктивно. Наберитесь терпения и тактично постарайтесь выяснить, на чем основан его выбор. Возможно, ребенок попал под влияние моды, компании одноклассников, чужих советов? Вместе проанализируйте последствия этого решения, рассмотрите перспективы на ближайшие пять лет. Проговорите личностные особенности и способности ребенка, соответствуют ли они обозначенному выбору профессии. Не будьте категоричны и не навязывайте свое мнение! Предложите не ограничиваться одним выбором, а рассмотреть другие варианты. Помните, что есть огромная разница между тем, чтобы критиковать и предлагать альтернативы. Если советуете, то предлагайте несколько вариантов. Как правило, сам подросток о запасном варианте не задумывается, поэтому для родителей важно поставить перед ним вопрос: что он будет делать, если ему не удастся реализовать намеченное? Наличие альтернативы позволяет снизить у подростка напряжение и тревогу. В любом случае у него должно сохраняться чувство того, что он самостоятельно принимает решение, что никто не ограничивает его свободу, в том числе и тогда, когда Вы меняете фокус его внимания с одной профессиональной области на другие.
6. Многим подросткам не хватает определенного социального опыта и навыков, необходимых для того, чтобы предпринять конкретные действия, например, запланировать посещение встречи с абитуриентами определенного ВУЗа. Другие испытывают свойственные подростковому возрасту трудности в коммуникативной сфере, которые могут стать серьезной помехой в том, чтобы подросток обратился к кому-то за необходимой информацией, а обратившись, смог сформулировать свой запрос. Иногда в этом могут мешать и личностные особенности, такие как робость, застенчивость, неуверенность в себе. Здесь помощь родителей может быть незаменима. Дайте почувствовать подростку, что Вы готовы и главное хотите быть с ним, например, вместе сходить на день открытых дверей, посетить интересную встречу с представителями той или иной профессии. Вовсе необязательно, что он согласиться идти с Вами, но сам факт того, что Вы не бросаете его, не смеетесь над ним, а готовы поддержать, вселяет уверенность и мотивирует к действию.
7. Очень важно для родителей самим интересоваться актуальной ситуацией на рынке труда. Предложите ребенку свою помощь разобраться в огромном потоке информации, в том числе в интернете. Заодно узнаете много нового для себя. Практически каждый год появляются новые профессии, о которых Вы можете просто напросто не знать в отличие от своего ребенка. В таком случае как Вы поступите, если ребенок заявит Вам, что хочет попробовать себя, например, в smm менеджменте? Не бойтесь и не стесняйтесь попросить своего ребенка рассказать Вам о новых профессиях, направлениях деятельности. Это придаст подростку уверенность в себе, снизит уровень нравоучения, позволит увидеть в Вас современного интересующегося актуальными тенденциями человека.
8. Помните, что самая главная ценность – личность человека. На всех этапах профессионального самоопределения Вашего ребенка, как бы гладко или извилисто оно не протекало, показывайте ему, что Вы цените его как человека, самостоятельную личность, отдельную от Вас. Уважайте своего ребенка и тогда, когда знаете точно, что он неправ, потому что он имеет право на ошибку, а Ваша основная задача – в любом случае поддержать его.