ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

e-mail: info.sch441@obr.gov.spb.ru     tel: +7 812 2413072

    Untitled

    Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна

    ПСИХОДИАГНОСТИКА В 5 КЛАССАХ и психолого-педагогическая характеристика возраста.

    Средний школьный возраст (5 класс) характеризуется объективными изменениями условий жизни школьника: увеличивается число учебных предметов, возрастает учебная нагрузка, усложняется учебный материал и система требований учителей-предметников. Кроме того, начинается физиологическая перестройка организма, связанная с половым созреванием, а также формируются социально-психологические новообразования, свойственны кризисному подростковому возрасту.

    Проблемы успеваемости при переходе из начальной школы в среднюю часто связываются именно с этими факторами социальной адаптации к изменившимся условиям обучения. Лишь незначительная часть отличников и «хорошистов» начальной школы сохраняет прежний уровень успеваемости при переходе в 5-й класс. Вместе с тем, практика показывает, что основной причиной снижения успеваемости в 5-7 классах является сама учебная деятельность и связанные с ней трудности понимания и усвоения учебных программ.

    Социально-психологическая дезадаптация оказывается вторичной, и наступает она когда учащийся перестает понимать объяснения учителей на большинстве уроков, т.е. когда у него нарушается (а возможно и разрушается) ведущая учебная деятельность. Основными причинами нарушения учебной деятельности являются недостатки и дисгармоничность развития интеллекта учащихся, их познавательных способностей, особенности высших форм мышления, а также неполноценность сформированности элементарных школьных навыков еще в начальной школе.

    Основная задача начальной школы – адаптировать ребенка к новой ситуации развития – процессу учения, сформировать начальные школьные навыки чтения, счета, письма. Хорошая память, речь, моторика, а также старание, контроль и помощь взрослых вполне могут быть достаточными компонентами успешной учебы в 1-4 классах. Программы начальной школы не рассчитаны на развитие понятийного и абстрактно-логического мышления в соответствии с возрастными нормами (Ясюкова Л.А. Закономерности развития понятийного мышления и его роль в обучении. СПб.,2005).

    Задача средней школы – введение учащегося в системы различных наук и ознакомление с основами научных (предметных) знаний. Любая наука имеет вполне определенную структуру, которая выстраивается по понятийному принципу, имеет свою внутреннюю логику, поэтому, чтобы ее понять и усвоить необходимо обладать достаточным уровнем понятийного мышления и интеллекта. Они формируются у всех людей по разному качественному и временному интервалу. Поэтому в средней школе (тем более в гимназии) не бывает много отличников. Особенно ощутима разница в образовательной программе в 5 классе, где наиболее резко падает успеваемость. Следствием плохих оценок является нежелание учиться, плохое поведение, снижение мотивации к школе вообще (общий показатель сформированности учебной мотивации) и отсутствие учебных мотивов.

    Психологическая диагностика в 5-х классах традиционно направлена на выявление особенностей формирования учебной позиции школьника, ведущих мотивов его учебной деятельности и уровню сформированности его учебной мотивации, которая напрямую связана с осознанием учеником его проблем в обучении. Учебная деятельность имеет для разных школьников различный смысл. Выявление этого смысла и характера учебной мотивации у каждого пятиклассника играет важную роль в определении мер педагогического воздействия на него.

    Как и все кризисные периоды школьной жизни, период адаптации в 5-м классе является этапом взросления и характеризуется необходимостью принятия школьником новой учебно-социальной роли (гимназиста) с повышенным уровнем требований к его учебе и поведению. Специфика адаптации к средней школе определяется не только социальной ситуацией развития, включающей в себя особенности семейного и школьного воспитания, но и особенностями психофизиологического развития данного возраста. К ним относится и эмоциональная нестабильность, которая определяется не только психофизиологией. Эмоциональное состояние ученика зависит от того, как складываются его отношения со сверстниками и значимыми для него взрослыми - родителями и учителями. Новые условия обучения в средней школе предъявляют требования не только к качеству знаний пятиклассника, но и к переосмысливанию им самим своей системы ценностей и отношений. Наряду с учением как ведущей деятельностью на данном возрастном этапе особую ценность приобретает общение со сверстниками и принятие (или непринятие) их групповых норм поведения. Все это значительно влияет на эмоциональную сферу пятиклассника, повышает общий уровень его тревожности. Несоответствие возможностей подростка новым, не всегда посильным для него требованиям, может также привести к нарушению адаптации, росту психологического напряжения и состояния тревожности. Школьная тревожность может стать достаточно устойчивым образованием и ухудшить учебные показатели.

    Проводимая психодиагностика пятиклассников направлена на выявление школьной тревожности по методикам Филлипса и Кондаша, позволяющим выявить как общий уровень тревожности, так и ее составляющие: страх самовыражения и проверки знаний, несоответствия ожиданиям (самооценка), сопротивляемости стрессу, а также межличностную тревожность (общение с другими) и собственно школьную, касающуюся отношения к различным ситуациям в школе. Результаты диагностики показывают, что более половины (60%) всех пятиклассников имеют повышенную тревожность, проявляющуюся в переживаниях по поводу изменившихся условий обучения и путей самореализации. Этот факт объясним. Новые требования и условия обучения изменяют систему саморегулирования пятиклассников. Возникает много переживаний в процессе привыкания к этим требованиям, идет перестройка эмоционально-волевой сферы, появляется беспокойство, неуверенность, снижается самооценка ученика. Этот период раннего подросткового возраста особенно нуждается в разумной поддержке и помощи взрослых, в профилактической и развивающей работе (например, психолог гимназии проводит занятия по программе «Азбука общения»).


     

    Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна

    Первый раз – в первый класс.

    В жизни каждого ребенка нет, пожалуй, ни одного другого периода, когда так резко и кардинально менялась бы его жизнь, как при поступлении в школу. Первого сентября нарядный, с красивым букетом, в сопровождении родственников, ваш ребенок торжественно шагает навстречу своей новой школьной жизни. Почему же так скоро ощущение праздника заканчивается, уступая место трудовым будням? Формальное поступление в школу еще не делают из вашего ребенка школьника. Потребуется не один месяц, прежде чем сам ребенок поймет, что значит быть школьником.

    Поступление ребенка в школу подводит итог его дошкольному детству. Это значимое событие влечет за собой изменение социальной ситуации развития ребенка, открытие им новой позиции - школьника, новой деятельности - учебной. Ребенок должен быть психологически готов к этому. Современная школа требует от поступающего в первый класс ребенка определенного уровня развития мышления и речи, произвольности внимания и памяти, мелкой моторики, положительной мотивации к учебе, сформированного отношения к учителю как носителю определенных социальных норм и функций, развития адекватных форм общения со сверстниками и взрослыми. Это необходимые предпосылки для успешной учебной деятельности и осознания своего нового социального статуса – ученик. Кроме того, социально-психологические изменения в жизни детей совпадают с физиологической перестройкой организма, ростом тела, изменениями в эмоциональной сфере. Все это позволяет этот период жизни ребенка считать сложным, требующим особой поддержки взрослых. Поэтому справедливо его называют «кризисом 7 лет» или временем рождения социального «Я» ребенка. Как и любой кризис, этот период протекает непросто: дети могут стать замкнутыми, капризными, упрямыми, агрессивными и обидчивыми. Переходный период от дошкольного к школьному является наиболее сложным и «уязвимым» для ребенка. Несформированность необходимых психологических образований, требуемых учебных умений и навыков, мотивационная или интеллектуальная неготовность ребенка к обучению нередко приводят к возникновению различных типов школьной дезадаптации, т.е. к трудностям в учебной деятельности, общении и поведении, неуспеваемости и недисциплинированности. Психологической причиной этого может быть низкий уровень функциональной готовности к школьному обучению или школьная незрелость – несоответствие степени созревания определенных мозговых структур и нервно-психических функций задачам школьного обучения. Кроме того, частой причиной школьной дезадаптации служит слабое или недостаточное развитие произвольной сферы, прежде всего – неумения слушать и точно выполнять указания учителя, действовать в соответствии с правилами, развитие произвольного внимания и памяти (т.е. контролируемых волей, а не просто интересом). От родителей требуется максимальная выдержка и безусловное принятие своего, порой такого «неудобного» ребенка, помощь ему и поддержка. Возможно психологическое консультирование. Начальная цель взаимодействия психолога с первоклассником – определение уровня сформированности готовности к школе, выявление его индивидуальных особенностей в личностной и познавательной сферах. Проводимая психодиагностика в первых классах позволяет выявить детей-дезадаптантов и оказать им совместно с учителем своевременную помощь и поддержку (Л.А.Ясюкова. Методика определения готовности к школе. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе. СПб, «Иматон», 2006).

     

    « Я - ученик». Психологические особенности второклассников.

    Для учащихся вторых классов начались трудовые учебные будни, ведущим видом деятельности стало учение, психологическим новообразованием – ответственность за его результаты. Период адаптации к школе полностью завершен, дети привыкли к учебным и дисциплинарным требованиям, сложилась система взаимоотношений с одноклассниками и учителями. Учение стало ведущим видом деятельности. Сформированы все основные психологические механизмы, позволяющие усваивать учебные программы и необходимые для этого знания, умения и навыки. Эти психологические новообразования у всех детей сформированы в различной степени. Уровень их сформированности зависит не только от физического и психического здоровья детей и различной степени их подготовленности к школе, но и от семейного воспитания, участия родителей в решении возникающих у их ребенка проблем в учебе, общении и поведении. У каждого ребенка уже сформировалось определенное отношение к школе и процессу обучения в ней, выражающееся в виде учебной мотивации.Вид и уровень учебной мотивации второклассников определялся по анкете школьной мотивации, содержащей 10 вопросов, касающихся различных сторон школьной жизни. Ответы детей на эти вопросы, выраженные в баллах, показывают уровень сформированности школьной мотивации - высокую, среднюю, внешнюю и низкую.

    Высокая – 25-30 баллов– сформировано отношение к себе как к школьнику, высокая учебная активность, выражена потребность хорошо учиться, даже если результаты самой учебы пока не высоки.

    Средняя – 20-24 балла – отношение к себе как к школьнику практически сформировано, но учебная активность еще не проявляется в полной мере.

    Внешняя – 19 -15 баллов – сформировано положительное отношение к школе, но школа привлекает больше своими внеучебными (внешними) сторонами – возможностью общаться с друзьями, внеурочными мероприятиями и другой школьной атрибутикой. Ее часто имеют дети, которым легко учиться, но отношение к себе как к ученику не сформировано, а интересы находятся вне сферы учебной деятельности, а также дети, которые до сих пор не осознали важности учения и его результатов (оценок).

    Низкая – 14 и ниже – отношение к себе как к школьнику не сформировано, а при баллах ниже 10 уже появилось негативное отношение к школе. Возможные причины таких низких показателей - в отсутствии мотива долженствования, когда «хочу» превалирует над «надо». Конфликт мотивов «надо - хочу» может вызвать у ребенка проявление негативизма и даже агрессии по отношению к школе («Не пойду в школу!»), а также породить страхи, тревожность, неуверенность в себе, снижение самооценки («Не справлюсь, не получится!» Причины у каждого ребенка индивидуальны и требуется дополнительная индивидуальная диагностика с учетом факторов семейного воспитания (консультирование родителей).

    Отношение младшего школьника к себе нестабильно, часто зависит от отношения к нему взрослых - родителей и учителей, их своевременной помощи и поддержки.

    Причины неудовлетворенности учащихся процессом учебы могут быть связаны не только с трудностями в усвоении знаний, но и неблагоприятной социально-психологической позицией ребенка в классе. К ее определению была применима проективная методика «Мой класс». Выявлены пять основных социально-психологических позиций ребенка в классе:

    1. Отождествление себя с детьми, стоящими в паре и общающимися друг с другом («общение») – доказательство благополучия сложившихся отношений ребенка в классе. Эмоционально благополучная позиция.
    2. Место рядом с учителему его стола: учитель в данном случае является для ребенка значимым лицом, и ребенок отождествляет себя учеником, принимаемым учителем («любит его») или добивающимся хорошего учительского расположения к себе.
    3. Место за учителем, у доски («учеба») - указывает на позицию ребенка, старающегося улучшить свои учебные показатели, а следовательно, повысить свой социальный статус в классе, т.к. в начальной школе дети лучшим считают того, кто лучше учится.
    4. Позиция «один, вдали от учителя» - у окна, в центре, выходящим из класса - эмоционально неблагополучная позиция, указывает на имеющиеся трудности в адаптации к коллективу, учителю, затруднений в общении с детьми, усталость ребенка от предъявляемых к нему требований, неоправданных ожиданий. Может наблюдаться и у детей с хорошей успеваемостью («учусь для мамы»).
    5. Игровая – игры во дворе, с игрушками - не соответствует учебной позиции – часто при внешней мотивации и полного интереса к учебе, социальной незрелости.

     


    Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна

    Компьютерная зависимость

    В связи с возрастающей компьютеризацией и «интернетизацией» российского общества стала актуальной проблема нецелевого и чрезмерного использования возможностей Интернета людьми разного возраста, образования и социальной принадлежности.

    В последнее время много говорят о появлении компьютерной и интернет-зависимости у молодых людей, в том числе и у подростков.

    Можно выделить три группы мотивов времяпровождения за компьютером:

    -познавательные мотивы, связанные с поиском разнообразной информации во всех сферах знания;

    -мотивы общения, связанные с поиском коммуникативной среды и удовлетворяющие подростковую потребность в общении со сверстниками и единомышленниками;

    -мотивы, связанные с удовлетворением потребностей в игре, виды и формы которой становятся все более разнообразными и захватывающими. Доступность этого времяпровождения приводит к тому, что для отдельных подростков эти увлечения уже приобретают зависимый характер, занимая не только все свободное, но даже и учебное время.

    Долговременное пребывание за компьютером приводит к психологическим расстройствам (неврозы, тики, агрессивное поведение, депрессия и др.) и к ухудшению физического здоровья ( зрения, позвоночника, кровеносной системы и др.).

    Поэтому изучения особенностей формирования игровой интернет-зависимости у подростков является актуальной.

    Из истории вопроса.

    В конце 80-х годов прошлого века в США среди психологов и психотерапевтов появился термин «интернет-зависимость» (синонимы: интернет-аддикция, нетаголизм, виртуальная аддикция, интернет-поведенческая зависимость).

    Первыми с интернет-зависимостью столкнулись компании , использующие в своей деятельности Интернет и несущие убытки в случае, если у их сотрудников появляется патологическое влечение к пребыванию в сети он-лайн, а также ухудшения их здоровья и работоспособности.

    Из теории вопроса.

    Для обозначения новых форм поведенческих зависимостей, связанных с высокими технологиями американский психолог М.Гриффитс предложил термин «технологические зависимости», которые разделил на пассивные (например, зависимость от телевизора) и активные ( интернет-игры).

     

    Классификация компьютерных игр:

    неролевые (аркады, головоломки, азартные, интеллектуальные, на быстроту реакции) и ролевые ( квесты, симуляторы, стратегии, сетевые).

    Зависимость ( аддикция ) – это патологическое пристрастие субъекта к чему-либо.

    По медицинской классификации зависимости относятся к патологическому расстройству поведения и имеют свой код (F -63.0).

    Зависимость возникает нв фоне скрытой или явной неудовлетворенности окружающим миром, невозможности самовыражения и страха быть не понятым окружающими.

    Особенности (признаки) проявления игровой интернет-зависимости:

    1. Постоянная вовлеченность в игру
    2. Увеличение времени, проведенного в игре
    3. Изменение круга интересов (вытеснение прежних)
    4. Постоянные мысли об игре, воображение игровых ситуаций
    5. Неспособность прервать или прекратить игру (потеря контроля)
    6. Состояние психического дискомфорта (раздражительность, беспокойство) вне игры
    7. Увеличение частоты участия в разнообразных играх, стремление к риску
    8. Снижение способности сопротивления соблазну нового участия в игре
    9. Обострение конфликтов с окружающими и близкими людьми.

    Эти признаки были положены в формулировку вопросов составленной нами анкеты для выявления степени вовлеченности наших одноклассников и других учеников нашей гимназии в компьютерные и интернет-игры и особенностей формирования зависимого пристрастия к ним.

     


    Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна

    ГОТОВНОСТЬ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

    Классики психологии еще в начале прошлого века подтвердили факт, что ребенок всегда готов учиться, с самого рождения, даже когда мы специально его обучением не занимаемся. Процесс обучения является двигателем развития, когда опирается на «зону ближайшего развития» ребенка (Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1991).

    Именно к 7 годам у ребенка формируется достаточный уровень развития тех психических процессов и функций, которые необходимы для усвоения учебных программ, для систематического обучения в школе. Эти изменения лежат в основе определения «школьная зрелость»: уровень морфологического, функционального и психического здоровья ребенка, при котором требования систематического обучения не будут чрезмерными и не приведут к нарушению здоровья ребенка» (Агафонова И.Н. Экспресс-диагностика готовности к школе. СПб.,1997).

    Существует очевидный факт: современная школа может обучать далеко не всех детей, а только тех, которые обладают вполне определенными характеристиками, сформировавшимися к моменту поступления в школу. Практика показывает, что количество детей, испытывающих трудности с первого же дня обучения в школе, растет, а частыми причинами дезадаптации первоклассников, проявляющейся в неуспеваемости, повышенной тревожности, трудности в общении с учителями и одноклассниками, является именно неготовность к обучению в школе.

    Современная школа ожидает от поступающего в первый класс ребенка определенного уровня социально-психологического развития, отраженного в понятии готовность к школьному обучению. Многие родители полагают, что ребенок, уже умеющий читать, писать и считать, готов к школе (даже не задумываясь, правильно ли он этому обучался). При этом не редко дошкольники не умеют себя вести, не умеют сдерживать свои эмоции в общении с другими детьми и взрослыми. Психологическая готовность к школьному обучению подразумевает: 1) уровень развития интеллектуальной сферы - функционирование познавательных психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления) согласно возрастным нормам, а также определенный набор знаний , умений и навыков умственной деятельности; 2) развитие социально-психологической сферы – желания идти в школу (школьную мотивацию), умение общаться со сверстниками и взрослыми; 3) развитие эмоционально-волевой сферы – умения контролировать свои эмоции, действия, поступки, предвидеть их результаты и последствия.

    Школа как социальный институт со своими ценностями и нормами, ролевыми отношениями, методами обучения и режимом предъявляет к ребенку вполне определенные требования. Эти требования одинаковы для всех детей. Стандартность требований заложена в том, что существует единая для всего класса программа обучения, в рамках которой предполагается усвоение точно определенного объема знаний в определенные сроки и выполнение одних и тех же заданий всеми учащимися. Критерии для выставления оценок, организация учебной деятельности, режим и форма проведения занятий едины для всех детей, сидящих в одном классе (Ясюкова Л.А. Методика определения готовности к школе. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе. СПб., Иматон, 2006).

    В первый класс приходят очень разные дети, с разным уровнем развития. Различия определяются особенностями образа жизни семьи, семейными традициями, представлениями родителей о жизненных ценностях, характером общения с ребенком, а также социально-экономическим и культурным уровнем семьи и состоянием физического здоровья ребенка. Однако, общеобразовательная школа предъявляет ко всем детям одинаковые требования, в том числе, по качеству усвоения образовательных программ. Несоответствие этим требованиям могут значительно осложнять школьную жизнь ребенка.

    Стандартность требований не совпадает с нестандартностью индивидуальных различий учащихся. Всегда есть дети, которые оказываются «вне рамок» предъявляемых школой требований. Это может стать заметным не сразу, а проявляется позже, к концу 1-2 класса, когда становится очевидным отсутствие успеха в обучении и нарастание сопутствующих проблем. Причин этому несколько: сниженный уровень интеллекта ребенка, когда недоразвитость понятийного мышления маскируется разговорчивостью и хорошей памятью; резкая дисгармоничность интеллекта ребенка с недостаточным развитием его вербальных возможностей; наличие отклонений в эмоциональном и личностном развитии ребенка (элементы невротизма, аутичности, психопатии и др. ); неврологические осложнения, легкая органика, функциональные отклонения в работе мозга, снижающие общую работоспособность, нарушающие внимание и зрительно-моторную координацию; педагогическая запущенность детей из неблагополучных семей (Ясюкова Л.А. Закономерности развития понятийного мышления и его роль в обучении.СПб., 2005). В данном случае можно говорить о неготовности к обучению не только в первом классе, но и о неблагоприятном прогнозе обучения в целом, даже о смене образовательного маршрута. Заинтересованные родители еще до поступления ребенка в школу могут пройти полное психодиагностическое обследование ребенка на предмет уровня сформированности готовности к школьному обучению и прогноза его успешности у психолога ОУ или в ЦПМСС.

    Понятие «готовность к школе» не сводится к прохождению различных подготовительных курсов перед поступлением в школу, хотя, безусловно, они очень помогают ребенку адаптироваться именно к той школе, где он будет учиться. Готовность к школе – это соответствие требований конкретного образовательного учреждения возможностям вашего ребенка. Вполне понятно стремление родителей дать своим детям достойное образование. Стремясь определить свое чадо в более престижное учебное заведение, родители не жалеют своих сил, средств и времени. Впоследствии родители ждут от них хорошей учебы и проявления талантов в продвижении к намеченному ими же успешному жизненному пути и карьере, которая, по их мнению, должна обязательно у ребенка сложиться (раз уж не сложилась у меня или, наоборот, чтоб была такой же, как у меня). Но дети живут своей собственной детской жизнью и сегодняшними желаниями и мечтами и поэтому не всегда оправдывают сиюминутные родительские надежды и ожидания. Школьный путь не всегда бывает ровным и безмятежным и требует от ребенка больших усилий, здоровья и постоянной поддержки взрослых, прежде всего родителей, которые, не ломая личности ребенка, помогают ему быть счастливым и успешным на правильно выбранном образовательном пути. (Монина Г.Б.,Панасюк Е.В. Предшкольный бум. Что нужно знать родителям будущих первоклассников .СПб, Речь, 2008).

     


    Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна

    Тумарова Н.В., Чайковская Л.А., Санкт-Петербург

     

    Обучение, развитие и психолого-педагогическое  сопровождение

    детей с художественно-эстетической одаренностью

     

      В рекомендациях 1248 Парламентской ассамблеи Совета Европы, посвященной образованию одаренных детей, отмечается, что образование как фундаментальное право человека должно по мере возможности быть приспособленным к специфическим потребностям каждого человека, а особо одаренные дети  должны пользоваться приближенными к их нуждам условиям образования, которые позволили бы им полностью реализовать свои возможности, как в своих интересах, так и в интересах общества.

       В настоящее время ведется  активный поиск новых эффективных методов работы с одаренными детьми, к организации образовательного процесса, отвечающего их психологическим особенностям. Начало этой большой и сложной работы лежит в определении критериев одаренности в определенной познавательной  сфере  и отбора  детей, отвечающих этим критериям.  Наша работа касается детей со специальной (не общей) одаренностью- с художественно-эстетической одаренностью, проявляющейся в конкретном виде деятельности – изобразительной,  на занятиях ( урочных и внеурочных) по ИЗО.

    Главной задачей преподавания ИЗО является выявление талантливых детей; создание условий для их деятельности, устранение причин, препятствующих творческому росту.

    Реформы, произошедшие в отечественной системе образования, ее направленность на гуманистические, личностно-ориентированные и развивающие образовательные технологии изменили отношение к учащимся. Рыночная экономика формирует спрос на энергичных, с высоким интеллектом и высокими творческими способностями молодых людей.

    Значение интеллектуального и творческого потенциала значительно возрастает, работа с одаренными и высоко мотивированными детьми является крайне необходимой. Чтобы быть успешным в нашем социуме надо быть творческим человеком.

    Вопросы одаренности в настоящее время волнуют многих. Развитие интеллектуального потенциала ребенка во многом зависит от школы и выявление одаренных детей должно начинаться в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Учителя ИЗО должны ставить задачи на создание оптимальных условий обучения детей особенно с художественно-творческими способностями.

    Главная цель работы - создание благоприятных условий для развития талантливых детей через оптимальную структуру дополнительного образования; формирования систем социально-психологической поддержки одаренных и способных детей [7].

    Задачи:                                                                                                      

    1.      Отбор среди различных систем обучения тех методов и приемов, которые способствуют развитию самостоятельного мышления, инициативности и творчеству [2].
    2.      Создание условий для укрепления здоровья одаренных детей.
    3.      Психолого-психологическое сопровождение одаренных детей.
    4.      Расширение возможностей для участия детей в районных, городских, международных олимпиадах, научных конференциях, творческих выставках.

    Согласно учебного плана, на базе гимназии работает ИЗО-студия «Спектр» по следующим программам: «Волшебный мир красок», «Оригами и живопись», «Мир художественного шрифта» [5].

    Учитель «выращивает» способности каждого конкретного ребенка, предлагая ему систему развивающих, творческих заданий и работ в различных техниках ИЗО, используя современные технологии [1].

    «…Каждый ребенок-художник, трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста…»(П. Пикассо).

    Основными этапами построения системы работы с такими детьми являются:

    1.                 Определение практически приемлемого понятия «художественно-эстетическая одаренность».
    2.                 Разработка процедуры психологической диагностики детей и выбор критериев оценивания.
    3.                 Психолого-педагогическое сопровождение художественно одаренных детей.
    4.                 Разработка плана и программы занятий с детьми, обладающими художественно-эстетической одаренностью.

    Художественно-эстетическая одаренность представляет собой не самый изученный вид одаренности по причине ее глубокой связи с духовной сферой личности художника: предметом его художественного творчества  является не только реальный мир, но и собственный внутренний мир с только ему  понятными душевными переживаниями. Не случайно известный психолог Л.С.Выготский рассматривал феномен  художественной одаренности в рамках психологии искусства. Художественно-эстетическая одаренность – это внутренне обусловленная способность человека к эстетическому познанию и освоению мира, к созданию нового продукта, способного воздействовать на духовно-нравственное развитие общества. Исходя из этого определения, можно выделить три основных этапа проявления художественно-эстетической одаренности: 1) эстетическое восприятие и принятие  мира природы и человека во всем его многообразии; 2)воплощение новых творческих образов в какой-либо художественной форме; 3)представление созданного творческого художественного продукта обществу посредством воздействия на его духовную сферу.

       Для определения критериев одаренности применяется психологический инструментарий, хотя  на практике факт наличия художественной одаренности виден сразу по конечному продукту творчества художественно одаренной личности : рисунок, скульптура и др. Основными признаками высокой одаренности в художественной сфере являются раннее проявление изобразительных способностей у ребенка, быстрый темп освоения новых приемов и навыков в этой сфере, постоянный интерес  к занятию изобразительной деятельностью, наличие элементов оригинальности и креативности в продукте творчества.  Исходя из этого, психодиагностика должна  помимо традиционных тестов на интеллектуальные и творческие способности включать метод оценочных шкал, заполняемых учителями, родителями и данные систематизированных наблюдений. Успешное решение проблемы определения способностей и меры одаренности  каждого ребенка невозможно осуществить посредством  какой-либо  одноразовой процедуры, поэтому психологическое сопровождение  этой динамики – достаточно продолжительный процесс, связанный с динамикой и особенностями индивидуального развития каждого ребенка. Основная цель реализации программы  выявления художественно-одаренных детей в гимназии –раскрытие природного потенциала каждого ребенка.

    Создавая проект «Одаренные дети», мы запланировали такие мероприятия:

    1.      Разработка и внедрение подпрограммы для одаренных детей.
    2.      Организация личных выставок одаренных детей по ИЗО.
    3.      Активное участие в районных, городских, международных выставках и конкурсов.
    4.      Приобретение материалов и оборудование для творческой деятельности в более широком спектре чем по программе.
    5.      Проведение конференций и семинаров по проблемам работы с одаренными детьми.
    6.      Выступление на педсоветах  и установление более тесных контактов с учителями начальных классов, дети которых посещают ИЗО-студию «Спектр».
    7.      Посещение уроков-занятий в музее современного искусства «Эрарта».
    8.      Применение ИКТ на уроках дополнительного образования.

     

    Список литературы

    1.      Анн Пипер Энергия красок (абстрактная живопись).- Арт-родник, 2008.
    2.      Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Волшебный квадрат.- СПб: «Литера», 2005.
    3.      Выготский Л.С.Психология искусства. - Ростов-на-Дону, «Феникс», 1998.
    4.      Корчуганова И.П. Психолого-педагогические аспекты работы с одаренными детьми».- СПб, 2004.
    5.      Логвиненко А.Н. Декоративная композиция.- М.: «Владос», 2008.
    6.      Одаренные дети. - Москва,  «Прогресс», 1991.
    7.      Хейзл Гаррисон Полный курс «Рисунок, живопись».- М.: «Эксмо», 2005.

     


     

     

    hartia

    цени изначальную красоту

    электронная приемная ИОГВ

    Решаем вместе
    Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

    Адрес  Гимназии №441 :  192289, CПб, ул. Олеко Дундича, д. 37, корп.2, Литера А  |  Карта  |  Тел/факс : +7(812) 241-30-72 |  Приемнаяinfo.sch441@obr.gov.spb.ru

    Политика информационной безопасности ГБОУ Гимназии №441 СПб

    Сайт распологается на технической площадке гимназии №441, нахдящейся на территории Российской Федерации.

    © {2021} Гимназия №441 Санкт-Петербург. Все права защищены. Перепечатка с разрешения администрации.

    Please publish modules in offcanvas position.