Компьютерная зависимость
В связи с возрастающей компьютеризацией и «интернетизацией» российского общества стала актуальной проблема нецелевого и чрезмерного использования возможностей Интернета людьми разного возраста, образования и социальной принадлежности.
В последнее время много говорят о появлении компьютерной и интернет-зависимости у молодых людей, в том числе и у подростков.
Можно выделить три группы мотивов времяпровождения за компьютером:
-познавательные мотивы, связанные с поиском разнообразной информации во всех сферах знания;
-мотивы общения, связанные с поиском коммуникативной среды и удовлетворяющие подростковую потребность в общении со сверстниками и единомышленниками;
-мотивы, связанные с удовлетворением потребностей в игре, виды и формы которой становятся все более разнообразными и захватывающими. Доступность этого времяпровождения приводит к тому, что для отдельных подростков эти увлечения уже приобретают зависимый характер, занимая не только все свободное, но даже и учебное время.
Долговременное пребывание за компьютером приводит к психологическим расстройствам (неврозы, тики, агрессивное поведение, депрессия и др.) и к ухудшению физического здоровья ( зрения, позвоночника, кровеносной системы и др.).
Поэтому изучения особенностей формирования игровой интернет-зависимости у подростков является актуальной.
Из истории вопроса.
В конце 80-х годов прошлого века в США среди психологов и психотерапевтов появился термин «интернет-зависимость» (синонимы: интернет-аддикция, нетаголизм, виртуальная аддикция, интернет-поведенческая зависимость).
Первыми с интернет-зависимостью столкнулись компании , использующие в своей деятельности Интернет и несущие убытки в случае, если у их сотрудников появляется патологическое влечение к пребыванию в сети он-лайн, а также ухудшения их здоровья и работоспособности.
Из теории вопроса.
Для обозначения новых форм поведенческих зависимостей, связанных с высокими технологиями американский психолог М.Гриффитс предложил термин «технологические зависимости», которые разделил на пассивные (например, зависимость от телевизора) и активные ( интернет-игры).
Классификация компьютерных игр:
неролевые (аркады, головоломки, азартные, интеллектуальные, на быстроту реакции) и ролевые ( квесты, симуляторы, стратегии, сетевые).
Зависимость ( аддикция ) – это патологическое пристрастие субъекта к чему-либо.
По медицинской классификации зависимости относятся к патологическому расстройству поведения и имеют свой код (F -63.0).
Зависимость возникает нв фоне скрытой или явной неудовлетворенности окружающим миром, невозможности самовыражения и страха быть не понятым окружающими.
Особенности (признаки) проявления игровой интернет-зависимости:
- Постоянная вовлеченность в игру
- Увеличение времени, проведенного в игре
- Изменение круга интересов (вытеснение прежних)
- Постоянные мысли об игре, воображение игровых ситуаций
- Неспособность прервать или прекратить игру (потеря контроля)
- Состояние психического дискомфорта (раздражительность, беспокойство) вне игры
- Увеличение частоты участия в разнообразных играх, стремление к риску
- Снижение способности сопротивления соблазну нового участия в игре
- Обострение конфликтов с окружающими и близкими людьми.
Эти признаки были положены в формулировку вопросов составленной нами анкеты для выявления степени вовлеченности наших одноклассников и других учеников нашей гимназии в компьютерные и интернет-игры и особенностей формирования зависимого пристрастия к ним.