Первый раз – в первый класс.
В жизни каждого ребенка нет, пожалуй, ни одного другого периода, когда так резко и кардинально менялась бы его жизнь, как при поступлении в школу. Первого сентября нарядный, с красивым букетом, в сопровождении родственников, ваш ребенок торжественно шагает навстречу своей новой школьной жизни. Почему же так скоро ощущение праздника заканчивается, уступая место трудовым будням? Формальное поступление в школу еще не делают из вашего ребенка школьника. Потребуется не один месяц, прежде чем сам ребенок поймет, что значит быть школьником.
Поступление ребенка в школу подводит итог его дошкольному детству. Это значимое событие влечет за собой изменение социальной ситуации развития ребенка, открытие им новой позиции - школьника, новой деятельности - учебной. Ребенок должен быть психологически готов к этому. Современная школа требует от поступающего в первый класс ребенка определенного уровня развития мышления и речи, произвольности внимания и памяти, мелкой моторики, положительной мотивации к учебе, сформированного отношения к учителю как носителю определенных социальных норм и функций, развития адекватных форм общения со сверстниками и взрослыми. Это необходимые предпосылки для успешной учебной деятельности и осознания своего нового социального статуса – ученик. Кроме того, социально-психологические изменения в жизни детей совпадают с физиологической перестройкой организма, ростом тела, изменениями в эмоциональной сфере. Все это позволяет этот период жизни ребенка считать сложным, требующим особой поддержки взрослых. Поэтому справедливо его называют «кризисом 7 лет» или временем рождения социального «Я» ребенка. Как и любой кризис, этот период протекает непросто: дети могут стать замкнутыми, капризными, упрямыми, агрессивными и обидчивыми. Переходный период от дошкольного к школьному является наиболее сложным и «уязвимым» для ребенка. Несформированность необходимых психологических образований, требуемых учебных умений и навыков, мотивационная или интеллектуальная неготовность ребенка к обучению нередко приводят к возникновению различных типов школьной дезадаптации, т.е. к трудностям в учебной деятельности, общении и поведении, неуспеваемости и недисциплинированности. Психологической причиной этого может быть низкий уровень функциональной готовности к школьному обучению или школьная незрелость – несоответствие степени созревания определенных мозговых структур и нервно-психических функций задачам школьного обучения. Кроме того, частой причиной школьной дезадаптации служит слабое или недостаточное развитие произвольной сферы, прежде всего – неумения слушать и точно выполнять указания учителя, действовать в соответствии с правилами, развитие произвольного внимания и памяти (т.е. контролируемых волей, а не просто интересом). От родителей требуется максимальная выдержка и безусловное принятие своего, порой такого «неудобного» ребенка, помощь ему и поддержка. Возможно психологическое консультирование. Начальная цель взаимодействия психолога с первоклассником – определение уровня сформированности готовности к школе, выявление его индивидуальных особенностей в личностной и познавательной сферах. Проводимая психодиагностика в первых классах позволяет выявить детей-дезадаптантов и оказать им совместно с учителем своевременную помощь и поддержку (Л.А.Ясюкова. Методика определения готовности к школе. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе. СПб, «Иматон», 2006).
« Я - ученик». Психологические особенности второклассников.
Для учащихся вторых классов начались трудовые учебные будни, ведущим видом деятельности стало учение, психологическим новообразованием – ответственность за его результаты. Период адаптации к школе полностью завершен, дети привыкли к учебным и дисциплинарным требованиям, сложилась система взаимоотношений с одноклассниками и учителями. Учение стало ведущим видом деятельности. Сформированы все основные психологические механизмы, позволяющие усваивать учебные программы и необходимые для этого знания, умения и навыки. Эти психологические новообразования у всех детей сформированы в различной степени. Уровень их сформированности зависит не только от физического и психического здоровья детей и различной степени их подготовленности к школе, но и от семейного воспитания, участия родителей в решении возникающих у их ребенка проблем в учебе, общении и поведении. У каждого ребенка уже сформировалось определенное отношение к школе и процессу обучения в ней, выражающееся в виде учебной мотивации.Вид и уровень учебной мотивации второклассников определялся по анкете школьной мотивации, содержащей 10 вопросов, касающихся различных сторон школьной жизни. Ответы детей на эти вопросы, выраженные в баллах, показывают уровень сформированности школьной мотивации - высокую, среднюю, внешнюю и низкую.
Высокая – 25-30 баллов– сформировано отношение к себе как к школьнику, высокая учебная активность, выражена потребность хорошо учиться, даже если результаты самой учебы пока не высоки.
Средняя – 20-24 балла – отношение к себе как к школьнику практически сформировано, но учебная активность еще не проявляется в полной мере.
Внешняя – 19 -15 баллов – сформировано положительное отношение к школе, но школа привлекает больше своими внеучебными (внешними) сторонами – возможностью общаться с друзьями, внеурочными мероприятиями и другой школьной атрибутикой. Ее часто имеют дети, которым легко учиться, но отношение к себе как к ученику не сформировано, а интересы находятся вне сферы учебной деятельности, а также дети, которые до сих пор не осознали важности учения и его результатов (оценок).
Низкая – 14 и ниже – отношение к себе как к школьнику не сформировано, а при баллах ниже 10 уже появилось негативное отношение к школе. Возможные причины таких низких показателей - в отсутствии мотива долженствования, когда «хочу» превалирует над «надо». Конфликт мотивов «надо - хочу» может вызвать у ребенка проявление негативизма и даже агрессии по отношению к школе («Не пойду в школу!»), а также породить страхи, тревожность, неуверенность в себе, снижение самооценки («Не справлюсь, не получится!» Причины у каждого ребенка индивидуальны и требуется дополнительная индивидуальная диагностика с учетом факторов семейного воспитания (консультирование родителей).
Отношение младшего школьника к себе нестабильно, часто зависит от отношения к нему взрослых - родителей и учителей, их своевременной помощи и поддержки.
Причины неудовлетворенности учащихся процессом учебы могут быть связаны не только с трудностями в усвоении знаний, но и неблагоприятной социально-психологической позицией ребенка в классе. К ее определению была применима проективная методика «Мой класс». Выявлены пять основных социально-психологических позиций ребенка в классе:
- Отождествление себя с детьми, стоящими в паре и общающимися друг с другом («общение») – доказательство благополучия сложившихся отношений ребенка в классе. Эмоционально благополучная позиция.
- Место рядом с учителему его стола: учитель в данном случае является для ребенка значимым лицом, и ребенок отождествляет себя учеником, принимаемым учителем («любит его») или добивающимся хорошего учительского расположения к себе.
- Место за учителем, у доски («учеба») - указывает на позицию ребенка, старающегося улучшить свои учебные показатели, а следовательно, повысить свой социальный статус в классе, т.к. в начальной школе дети лучшим считают того, кто лучше учится.
- Позиция «один, вдали от учителя» - у окна, в центре, выходящим из класса - эмоционально неблагополучная позиция, указывает на имеющиеся трудности в адаптации к коллективу, учителю, затруднений в общении с детьми, усталость ребенка от предъявляемых к нему требований, неоправданных ожиданий. Может наблюдаться и у детей с хорошей успеваемостью («учусь для мамы»).
- Игровая – игры во дворе, с игрушками - не соответствует учебной позиции – часто при внешней мотивации и полного интереса к учебе, социальной незрелости.