ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

e-mail: info.sch441@obr.gov.spb.ru     tel: +7 812 2413072

    Untitled

    Особенности взаимодействия подростков и их родителей

    Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
     

    Статья  в сборнике материалов городской научно-практической конференции «Актуальные вопросы воспитания, обучения и социального сопровождения участников образовательного процесса» СПб., 2013. Н.В.Тумарова

    ГБОУ гимназия № 441,

     Санкт-Петербург

     ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПОДРОСТКОВ  И  ИХ  РОДИТЕЛЕЙ

        Взаимодействие ребенка с родителем является первым опытом взаимодействия с окружающим миром. Этот опыт закрепляется и формирует определенные модели поведения с другими людьми, которые передаются из поколения в поколение. В каждом обществе складывается определенная культура взаимоотношений и взаимодействия между родителями и детьми, возникают социальные стереотипы, определенные установки и взгляды на воспитание в семье.

        Семья — это важнейший институт социализации, первый социальный мир ребенка, в котором он получает опыт социального взаимодействия, овладевает навыками поведения и межличностного общения. Семья на протяжении длительного времени играет одну из определяющих ролей в формировании личности ребенка, однако на каждом возрастном этапе роль и значение семьи меняются и имеют свои специфические особенности [2]. 

         В подростковом возрасте отношения с родителями переходят на качественно новый этап. Специфика взаимоотношений «семья—подросток» обусловлена в первую очередь задачами формирования и осознания подростком своей идентичности, коренными преобразованиями мотивационной сферы. У подростка одновременно сосуществуют два типа потребностей: потребности в автономии, уважении, самоопределении и потребности в поддержке и присоединении к семейному «мы» [1].  Подростку необходимо понимание со стороны родителей, точно так же как и родителям со стороны подростка. Понимание между родителями и подростками – важнейшее условие счастливой семейной жизни. Но что же необходимо знать, чтобы понимать друг друга? Понимание между людьми в большей степени обусловлено спецификой их восприятия друг друга. Другое обозначение термина «восприятие» - «перцепция». Социальная перцепция – это восприятие социальных объектов в социальном контексте или восприятие людьми друг друга. Другими словами, социальная перцепция – это процесс, возникающий при межличностном взаимодействии на основе естественного общения и протекающей в форме восприятия и понимания одним человеком другого [3].

        Проблема взаимного восприятия подростков и родителей была актуальна во все времена. От качества этого восприятия зависит то, как люди относятся друг к другу, какими качествами  наделяют друг друга, что ожидают от общения. Удовлетворенность от общения – это субъективный показатель качества выстраиваемых отношений.

        Образ восприятия многогранен. В нашей работе мы коснулись таких сторон взаимного восприятия подростков и родителей как отношение к характеру взаимодействия и удовлетворенность общением друг с другом.

     Выбор этих аспектов не случаен, поскольку исследование отношений участников процесса взаимодействия дает косвенное представление о самом процессе взаимодействия, а удовлетворенность от общения – это субъективный показатель качества выстраиваемых отношений. 

        Цель нашего исследования состояла в оценивании характера взаимодействия друг с другом подростков и их родителей (матерей). Объектом исследования были 50 пар подросток (учащийся гимназии 7-10 кл.) и  его мама. В качестве метода исследования была выбрана методика И.Н.Марковской -  опросник «Взаимодействие родитель-ребенок» -подростковый вариант и вариант для родителей подростков.

           Анализ результатов исследования показал, что достоверные различия в оценке характера взаимодействия родителей и подростков обнаружены по следующим шкалам опросника:

    1. нетребовательность – требовательность (p<0,005);

    2. мягкость – строгость (p=0,001);

    3. автономность – контроль (p=0,001);

    4. эмоциональная дистанция – близость (p=0,001);

    5. отсутствие сотрудничества – сотрудничество (p<0,005);

    6. несогласие – согласие (p=0,001);

    7. непоследовательность – последовательность (p=0,001).

    Таким образом,  родители и подростки по-разному оценивают данные характеристики взаимодействия друг с другом. Стоит отметить, что подростки по всем шкалам дали более низкие оценки, чем их родители (см. Рисунок № 1).

     

    Рисунок №1   Средние значения по шкалам, имеющие достоверные различия.

     

    Наиболее низкими значениями подростки оценили следующие шкалы: «мягкость – строгость», «нетребовательность – требовательность», «несогласие – согласие».

    *По шкале «нетребовательность-требовательность» подростки считают отношение родителей к ним более мягким и нетребовательным, чем сами родители. Родители выше оценили предъявляемые к ребенку требовательность, строгость мер и ожидание от него определенного уровня ответственности. Однако, стоит отметить, что обе группы оценили эти две шкалы наименьшими показателями.

    *По шкале «несогласие – согласие» обе группы также сравнительно низко оценили тип своего взаимодействия. Различия в оценках характеризуются тем, что  подростки в большей степени склонны отмечать редкую частоту согласия во взаимоотношениях с родителями. Это может проявляться в том, что подростки часто сталкиваются с проблемой непонимания со стороны взрослых. Подросток осознает, что взрослые, в частности родители, не разделяют его увлечений, не осознают всю значимость его меняющихся мировоззренческих позиций, недооценивают особенности его личного «я». Возможно, что подросток преувеличивает степень непонимания со стороны родителей, ведь в пубертатном периоде на фоне эмансипации резко обостряются такие черты, как чувствительность, обидчивость, ранимость, вспыльчивость и др.

    *Наибольшие достоверные различия данных получены по шкале «непоследовательность – последовательность». Хотя последовательность родителей в отношениях с ними подростки оценили в среднем достаточно высоко, их родители в большей степени склонны считать себя по отношению к детям последовательными и постоянными в своих требованиях, в применении наказаний и поощрений. Большая разность в оценке данного показателя скорее всего обусловлена тем, что подросток чутко реагирует на смену настроений, ситуационные изменения и, возможно, приписывает им высокую значимость, а родителям – ответственность за эти изменения.  

    *Шкала «эмоциональная дистанция – эмоциональная близость» отражает представление родителя о близости к нему ребенка. В нашем случае по данной шкале наблюдаются достоверные различия, что указывает на неточность представлений родителей об эмоциональной близости к ним подростка, точнее сказать о переоценки родителями этого показателя. Подростки в меньшей степени ощущают свою эмоциональную близость с родителями, желание делиться с ними самым сокровенным и важным, чем ожидают этого от него родители.

    *По шкале «автономность – контроль» подростки оценили характер взаимоотношения с родителями как более свободный, но все-таки далекий от полной автономии, в то время как родители свое поведение по отношению к детям сочли в большей степени контролирующим. Такие необычные показатели скорее всего обусловлены тем, что с одной стороны родители все чаще прививают подростку новые обязательства, ответственность, тем самым повышая его самостоятельность, оказывая ему доверие, а с другой – не перестают контролировать его действия и поступки. Постоянный контроль со стороны родителей подросток может расценивать как некое недоверие ему, принижение его достоинств, его самостоятельности в принятии решений и действий

    Постоянный контроль со стороны родителей подросток может расценивать как некое недоверие к нему, принижение его достоинства, его самостоятельности в принятии решении и действий. Как следствие, он в меньшей степени ощущает свое равенство и партнерство в отношениях с родителями, свою вовлеченность в дела взрослых. Кроме того, на фоне возрастающей эмансипации подросток стремится к большей самостоятельности, к нахождению чего-то своего, личного, чем он не хочет делиться с родителями. Возможно, этим можно объяснить достоверность различий в оценках родителей и подростков по шкале «сотрудничество – отсутствие сотрудничества».

    Анализируя результаты данной методики, нельзя не отметить полученные по трем шкалам показатели, не имеющие достоверных различий (см. Рисунок № 2).

    Это шкалы «отвержение—принятие ребенка родителем», «авторитетность родителя», «удовлетворенность отношениями c ребенком (родителем)».

    Рисунок № 2  Средние значения по шкалам, не имеющие статистических различий.

           Отсутствие достоверных различий указывает на схожесть, совпадение взглядов подростков и их родителей по данным показателям.

           Подростки их мамы одинаково оценивают степень принятия друг друга. Родители принимают личностные качества, поведенческие проявления подростка. Подростки же воспринимают как принимающее поведение родителей, выражают положительное отношение к родителю в целом.

         Между родителями и подростками не наблюдается расхождений в оценке родительского авторитета, силы его влияния.

         По высоким оценкам можно судить об общей степени удовлетворенности отношениями между подростками и их родителями как с той, так и с другой стороны (по шкале «удовлетворенность отношениями ребенка с родителем» получены самые высокие оценки по всей методике).

          Вывод: подростки и их родители взаимно принимают поведенческие реакции друг друга, адекватно оценивают значимость личностных особенностей друг друга, авторитетность взрослого. Такая позитивная неконфликтная атмосфера межличностных взаимоотношений является важным условием для благоприятного развития подростка, его самооценки, а так же основой теплых, дружественных внутрисемейных отношений.

    Обобщая данные, полученные при использовании данной методики, можно сказать, что на фоне возрастающей в пубертатный период эмансипации у подростков наблюдается стремление к самостоятельности, к нахождению личных интересов, формированию собственных позиций и мнений. Эти изменения становятся причиной недопонимания со стороны взрослых, в результате чего у подростка формируется чувство некоторой эмоциональной дистанции и непоследовательности поведения родителей по отношению к нему. Но, не смотря на эти особенности взаимного восприятия, в целом между подростками и их родителями наблюдаются теплые, доверительные отношения, атмосфера принятия и уважения друг друга.   

     

    Список используемой литературы:

     

             1.Куницына В.Н. Восприятие подростками других людей и себя.          Ленинград, 1972.

             2.Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. СПб: Речь, 2000.

             3.Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психологтя. СПб:Питер Ком, 1999.

     

     


     

     

    hartia

    цени изначальную красоту

    электронная приемная ИОГВ

    Решаем вместе
    Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

    Адрес  Гимназии №441 :  192289, CПб, ул. Олеко Дундича, д. 37, корп.2, Литера А  |  Карта  |  Тел/факс : +7(812) 241-30-72 |  Приемнаяinfo.sch441@obr.gov.spb.ru

    Политика информационной безопасности ГБОУ Гимназии №441 СПб

    Сайт распологается на технической площадке гимназии №441, нахдящейся на территории Российской Федерации.

    © {2021} Гимназия №441 Санкт-Петербург. Все права защищены. Перепечатка с разрешения администрации.

    Please publish modules in offcanvas position.