ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

e-mail: info.sch441@obr.gov.spb.ru     tel: +7 812 2413072

    Untitled

    Готовность к обучению в школе

    Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
     

    ГОТОВНОСТЬ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

    Классики психологии еще в начале прошлого века подтвердили факт, что ребенок всегда готов учиться, с самого рождения, даже когда мы специально его обучением не занимаемся. Процесс обучения является двигателем развития, когда опирается на «зону ближайшего развития» ребенка (Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1991).

    Именно к 7 годам у ребенка формируется достаточный уровень развития тех психических процессов и функций, которые необходимы для усвоения учебных программ, для систематического обучения в школе. Эти изменения лежат в основе определения «школьная зрелость»: уровень морфологического, функционального и психического здоровья ребенка, при котором требования систематического обучения не будут чрезмерными и не приведут к нарушению здоровья ребенка» (Агафонова И.Н. Экспресс-диагностика готовности к школе. СПб.,1997).

    Существует очевидный факт: современная школа может обучать далеко не всех детей, а только тех, которые обладают вполне определенными характеристиками, сформировавшимися к моменту поступления в школу. Практика показывает, что количество детей, испытывающих трудности с первого же дня обучения в школе, растет, а частыми причинами дезадаптации первоклассников, проявляющейся в неуспеваемости, повышенной тревожности, трудности в общении с учителями и одноклассниками, является именно неготовность к обучению в школе.

    Современная школа ожидает от поступающего в первый класс ребенка определенного уровня социально-психологического развития, отраженного в понятии готовность к школьному обучению. Многие родители полагают, что ребенок, уже умеющий читать, писать и считать, готов к школе (даже не задумываясь, правильно ли он этому обучался). При этом не редко дошкольники не умеют себя вести, не умеют сдерживать свои эмоции в общении с другими детьми и взрослыми. Психологическая готовность к школьному обучению подразумевает: 1) уровень развития интеллектуальной сферы - функционирование познавательных психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления) согласно возрастным нормам, а также определенный набор знаний , умений и навыков умственной деятельности; 2) развитие социально-психологической сферы – желания идти в школу (школьную мотивацию), умение общаться со сверстниками и взрослыми; 3) развитие эмоционально-волевой сферы – умения контролировать свои эмоции, действия, поступки, предвидеть их результаты и последствия.

    Школа как социальный институт со своими ценностями и нормами, ролевыми отношениями, методами обучения и режимом предъявляет к ребенку вполне определенные требования. Эти требования одинаковы для всех детей. Стандартность требований заложена в том, что существует единая для всего класса программа обучения, в рамках которой предполагается усвоение точно определенного объема знаний в определенные сроки и выполнение одних и тех же заданий всеми учащимися. Критерии для выставления оценок, организация учебной деятельности, режим и форма проведения занятий едины для всех детей, сидящих в одном классе (Ясюкова Л.А. Методика определения готовности к школе. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе. СПб., Иматон, 2006).

    В первый класс приходят очень разные дети, с разным уровнем развития. Различия определяются особенностями образа жизни семьи, семейными традициями, представлениями родителей о жизненных ценностях, характером общения с ребенком, а также социально-экономическим и культурным уровнем семьи и состоянием физического здоровья ребенка. Однако, общеобразовательная школа предъявляет ко всем детям одинаковые требования, в том числе, по качеству усвоения образовательных программ. Несоответствие этим требованиям могут значительно осложнять школьную жизнь ребенка.

    Стандартность требований не совпадает с нестандартностью индивидуальных различий учащихся. Всегда есть дети, которые оказываются «вне рамок» предъявляемых школой требований. Это может стать заметным не сразу, а проявляется позже, к концу 1-2 класса, когда становится очевидным отсутствие успеха в обучении и нарастание сопутствующих проблем. Причин этому несколько: сниженный уровень интеллекта ребенка, когда недоразвитость понятийного мышления маскируется разговорчивостью и хорошей памятью; резкая дисгармоничность интеллекта ребенка с недостаточным развитием его вербальных возможностей; наличие отклонений в эмоциональном и личностном развитии ребенка (элементы невротизма, аутичности, психопатии и др. ); неврологические осложнения, легкая органика, функциональные отклонения в работе мозга, снижающие общую работоспособность, нарушающие внимание и зрительно-моторную координацию; педагогическая запущенность детей из неблагополучных семей (Ясюкова Л.А. Закономерности развития понятийного мышления и его роль в обучении.СПб., 2005). В данном случае можно говорить о неготовности к обучению не только в первом классе, но и о неблагоприятном прогнозе обучения в целом, даже о смене образовательного маршрута. Заинтересованные родители еще до поступления ребенка в школу могут пройти полное психодиагностическое обследование ребенка на предмет уровня сформированности готовности к школьному обучению и прогноза его успешности у психолога ОУ или в ЦПМСС.

    Понятие «готовность к школе» не сводится к прохождению различных подготовительных курсов перед поступлением в школу, хотя, безусловно, они очень помогают ребенку адаптироваться именно к той школе, где он будет учиться. Готовность к школе – это соответствие требований конкретного образовательного учреждения возможностям вашего ребенка. Вполне понятно стремление родителей дать своим детям достойное образование. Стремясь определить свое чадо в более престижное учебное заведение, родители не жалеют своих сил, средств и времени. Впоследствии родители ждут от них хорошей учебы и проявления талантов в продвижении к намеченному ими же успешному жизненному пути и карьере, которая, по их мнению, должна обязательно у ребенка сложиться (раз уж не сложилась у меня или, наоборот, чтоб была такой же, как у меня). Но дети живут своей собственной детской жизнью и сегодняшними желаниями и мечтами и поэтому не всегда оправдывают сиюминутные родительские надежды и ожидания. Школьный путь не всегда бывает ровным и безмятежным и требует от ребенка больших усилий, здоровья и постоянной поддержки взрослых, прежде всего родителей, которые, не ломая личности ребенка, помогают ему быть счастливым и успешным на правильно выбранном образовательном пути. (Монина Г.Б.,Панасюк Е.В. Предшкольный бум. Что нужно знать родителям будущих первоклассников .СПб, Речь, 2008).

     


     

     

    hartia

    цени изначальную красоту

    электронная приемная ИОГВ

    Решаем вместе
    Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

    Адрес  Гимназии №441 :  192289, CПб, ул. Олеко Дундича, д. 37, корп.2, Литера А  |  Карта  |  Тел/факс : +7(812) 241-30-72 |  Приемнаяinfo.sch441@obr.gov.spb.ru

    Политика информационной безопасности ГБОУ Гимназии №441 СПб

    Сайт распологается на технической площадке гимназии №441, нахдящейся на территории Российской Федерации.

    © {2021} Гимназия №441 Санкт-Петербург. Все права защищены. Перепечатка с разрешения администрации.

    Please publish modules in offcanvas position.