Глава 1. Социальная ситуация развития подростка
Своеобразие развития подростка состоит в том, что он включает в новую систему отношений и общения со взрослыми и товарищами, занимая среди них новое место, выполняя новые функции.
Подросток включается в различные виды общественно - полезной деятельности, что расширяет сферу общения, возможности усвоения социальных ценностей, формируются нравственные качества личности.
Хотя учение и остаётся главным делом подростка, но основные новообразования в его психике связаны с общественно-полезной деятельностью. Это связано с тем, что общественно-полезная деятельность в наибольшей степени удовлетворяет доминирующие для этого возраста потребность в общении со сверстниками и потребность в самоутверждении. Удовлетворяя эти потребности, подросток вырабатывает взгляды на различные явления природы и общества, усваивает социальные ценности, мораль, правила поведения. Именно с общественно-полезной деятельностью связаны резервы воспитания подростка как гражданина.
Социальное развитие идёт от осознания подростком своих социальных возможностей, через становление новообразований, к проявлению, укреплению, качественному изменению социальной позиции в результате собственной деятельности.
По мере взросления у подростка изменяются характер и особенности выделения себя в обществе, изменяются его мотивы и степени их адекватности общественным потребностям.
Подростком решается не просто задача занятия определённого места в обществе, но и проблема взаимоотношений, определения себя в обществе и через общество, т.е. решается задача личностного самоопределения, принятия активной позиции относительного самоопределения, принятия активной позиции относительно социокультурных ценностей и тем самым определения смысла своего существования.
Согласно концепции А.В.Петровского развитие личности человека можно представить как процесс вхождения в общественно-историческое бытие, представленное в жизни человека, его участие в деятельности и общении различных групп, в которых он осваивается и которые активно осваивает, т.е. как процесс вхождения в новую социальную среду и интеграции в ней.
ЭТАПЫ развития личности в относительно стабильной общности называются фазами развития личности. Например, подросток, попавший в новую для него компанию ребят, первоначально стремится ничем не выделяться, усваивает принятые в ней нормы общения, лексики, стиль одежды, общепринятые интересы и вкусы – адаптируется.
Например, подросток, попавший в новую для него компанию ребят, первоначально стремится ничем не выделяться, усваивает принятые в ней нормы общения, лексики, стиль одежды, общепринятые интересы и вкусы – адаптируется.
Справившись с трудностями адаптации, подросток начинает осозновать, что он как личность утрачивает себя, т.к. другие не могут разглядеть в нем индивидуальноси. И подросток ищет средства и способы для обозначиения своей личности (спорт, успехи, «бывалость» в отношении между полами, смелость и т.д.). Коллектив, присматриваясь к особенностям подростка, поддерживает лишь те, которые способствуют успеху совместной деятельности. Происходит интеграция личности в общении.
Вывод:
Развитие личности подростка происходит в изменяющихся условиях развития группы (учителя, предметники, совместная трудовая деятельность, дружеские компании и т.д.), полового созревания, существенной перестройки организма. Неравномерно протекающий для мальчиков и девочек темп развития создаёт внутри класса две половозрастные группы.
Многообразие задач в различных видах деятельности ведёт к дифференциации школьников, образующих в одном случае пре - социальные группы (как результат работы в общественных организациях, турпоходах, спортивных секциях и т.д.), а в другом асоциальные группы, тормозящие, а иногда и искажающие развитие личности.
И родители, и учителя, и взрослые должны строить свои взаимоотношения исходя из развивающегося чувства взрослости подростка. Если учитывают его возросшие возможности, относятся к нему с уважением и доверием, создают условия , помогают преодолевать трудности в учении и общественно-полезной деятельности, помогают в установлении взаимоотношений с товарищами, то тем самым создают благоприятные условия для психического развития.
В нашей гимназии… справка Елены Давыдовны