Глава 2. Психологические особенности «трудного» возраста и его этапы.
Трудности в работе с подростками обусловлены психологическими особенностями возраста: повышенной возбудимостью, относительной неустойчивостью нервной системы, быстро протекающими изменениями в организме, завышенными притязаниями, переходящими в наглость, переоценкой возможностей, самоуверенностью, агрессивностью поведения и др.
Подростки сами просят, чтобы написали о пубертатном периоде как можно страшнее, чтобы все поняли, как ужасно себя чувствует подросток в период полового созревания. Когда хочешь и не хочешь, когда можешь и не можешь, когда всё время пилят поиском ответа на дурацкий вопрос: «Взрослый ты или нет?»
Для решения этого вопроса можно обратиться к трудам великого психолога К. Левина, внесшего важный вклад в понимание юношеской психологии. К. Левин рассматривал человеческое поведение как зависящее, с одной стороны, от особенностей личности, с другой – от окружающей её среды. Причем всё это в единстве образует жизненное или психологическое пространство или социальную ситуацию развития.
Период взросления характеризуется интенсивным расширением жизненного мира личности, круга её общения, групповой принадлежности и типа людей, на которых она ориентируется. Как считает Левин, поведение подростка характеризуется, прежде всего, неопределенностью, промежуточностью положения. Переходя из детского мира во взрослый, когда не принадлежишь полностью ни к тому, ник другому. Специфичность социальной ситуации и развития проявляется в психике, для которой типичны внутренние противоречия, неопределенность уровня притязаний, повышенная застенчивость и одновременно агрессивность, склонность принимать крайние позиции и точки зрения. Эта напряженность и конфликтность тем больше, чем резче различия между миром детства и миром взрослости и чем важнее разделяющие их грани.
Чтобы объяснить разные проявления поведения подростков, известный российский психолог Д.И. Фельдштейн выделил три достаточно устойчивых уровня развития подростка. Первый, который может быть условно назван «локально-капризным», отличается тем, что стремление 10-11-летнего ребенка к самостоятельности проявляется в потребности признания со стороны взрослых его возможностей значения через решение, как правило, частных задач. Поэтому его и назвали локальным, а капризным потому, что в нем преобладают ситуативные эмоции. Безусловно, стремление к самостоятельности проявляется у разных детей различно, что отражается, в частности, в мотивационных структурах их деятельности. У одних отмечается стремление утвердить свое право быть как взрослые, добиться признания своей взрослости (на уровне, например, «я могу идти на улицу в том пальто, в каком хочу»). У других оно заключается в жажде получить признание их новых возможностей. У третьих – в желании участвовать в разнообразных делах наравне со взрослыми, добиться доверия. Ребенок ищет конкретные дела, которые носят взрослый характер и получают общественную оценку.
Второй уровень условно можно назвать «правозначимым». 12-13-летний подросток уже не удовлетворяется своим участием в делах и решениях, у него появляется потребность в общественном признании, происходит осознание не только своих обязанностей, но, главное, и прав в семье, в обществе («Я тоже имею право…»).
На третьем уровне, «утверждающе-действенном», у 14-15-летнего подростка формируется готовность находиться во взрослом мире, рождается стремление проявить себя, которое ведет к осознанию своей социальной приобщенности, обостряя потребность в самоопределение, самореализации.